Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция XXI 428 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 Матросов В. А. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Египетская и сирийская модели арабского национализма на заре государственности Арабский национализм стал важнейшим фактором в жизни арабского мира накануне Версальской конференции. Османская империя разваливалась, и на ее осколках зародились два важнейших национальных ядра Арабского мира: Сирия и Египет. Однако при, казалось бы, общем этническом, культурном и историческом прошлом, элиты в этих регионах воспринимали «арабскую нацию» совершенно по-разному и обосновывали свое стремление к незави- симости далекими друг от друга способами. Для анализа были взяты два кратких, но важных источника — брошюра «Право наций» члена Законодательной Ассамблеи Египта и одного из осно- вателей небезызвестной партии «Вафд», крупнейшей политической силы межвоенного периода, Али Шамси, и речь одного из лидеров Арабского вос- стания эмира Фейсала, будущего короля Сирии. Эти источники объединяют целевая аудитория и стиль. Брошюра Али Шамси разошлась по всему Египту и, в отличие от больших трудов других арабских мыслителей этого периода, предназначалась для всего народа. Кроме того, ее тут же перевели и опубли- ковали на английском, чтобы ознакомить с ее содержанием иностранных дея- телей. Речь эмира Фейсала, приуроченная к взятию Алеппо, стала первым его политическим выступлением и также была ориентирована на всех горожан, а не только на интеллигенцию. Она была сразу напечатана и распространена в Сирии. И «Право наций», и речь Фейсала стали своеобразным катехизисом наци- онализма — в них объяснялось, на каких основах будет базироваться наци- ональное и государственное строительство. В определении этих принципов и проявились существенные разногласия между политическими силами Египта и Сирии. Фейсал говорил о создании единого арабского государства, но под арабами он понимал арабоговорящих жителей Азии. Хиджаз, Сирия, Йемен и Ирак выделялись как четыре крупных субрегиона, при этом Египет в данном перечне отсутствовал. Того требовали политические обстоятельства (претензии Вели- кобритании на контроль над Египтом и договоренности отца Фейсала —эмира Хуссйна с британскими властями по этому поводу). В качестве «оправдания» Фейсал делает упор на том, что арабы— это народ, который только что вышел из-под гнета Османской империи, в состав которой на последнем этапе ее существования Египет и Магриб фактически уже не входили. Для Али Шамси и вафдистов нации существуют только в Европе, а для Востока актуально понятие «национальности», причем национальность в Египте — не «араб», а «египтянин», сохранивший древние отличительные

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=