Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция XXI 454 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 дение не теряет своей источниковой ценности, так как отображает обществен- но-политическуюжизнь в целом. Стихи же, имеющие в своей основе историче- ские события, пусть, возможно, и приукрашенные поэтом, еще более конкретно демонстрируют отношения между местным населением и «чужаками». Яркий пример этому — антибританские стихи, отличающиеся от стихов, порожденных межплеменными конфликтами, более резкими сравнениями и откровенной враждебностью к противнику. Поэты призывают племена объединиться для изгнания колонизаторов. Одно из таких обращений, считающееся первой политической касыдой Хадрамаута, было написано в 1937 г. шейхом Салахом Ахмадом Лахмади ал-Ку’айти, эмигрировавшим в Индию, но с волнением и тревогой следившим за тем, что происходит в Йемене. В своей касыде автор порицает договор о протекторате, навязанный Британией, и упрекает племена в молчании об этом, призывая восстать против иностранного вмешательства. В наши дни поэзия, при критическом ее прочтении, также может служить важным источником о текущих событиях. СМИ не всегда полно и достоверно освещают происходящее, а поэзия, даже если не содержит конкретных фактов, отражает голос народа, так как создана в его среде. Судакова А. А. (ИСПН, УрФУ, Екатеринбург) Положение и воспитание женщин сословия си в период Эдо Период Эдо был временем длительного внутреннего мира в истории Японии, на фоне которого постепенно изменялась роль военного сословия. Принципу преданности клану следовала вся семья самурая, включая женщин, которым предписывалось служение мужу и его родителям. Неоконфуцианский моралист Каибара Экикэн (1630–1714) в трактате «Онна дайгаку» («Поучение для женщин») излагал основные правила поведения женщины сословия си , предписывающие ей молчаливое подчинение мужчине и отводящие ей роль скромной, рачительной и прилежной хозяйки. В историографии существует несколько противоположных точек зрения касающихся положения женщин в сословии си . Самая распространенная точка зрения, представленная, в частности, Г. Востоковым и Ч. Данном, что неравенство между мужчиной и женщиной в сословии си было гораздо глубже, чем в низших сословиях. Были распространены политически выгодные союзы, чувства и желания женщины в них не учитывались. Женщина также не имела права распоряжаться собственным имуществом. В «Хагакурэ» Ямамото Цунэтомо пишет: «Женщина должна быть точно так же предана своему мужу, как он — своему господину». Нитобэ Инадзо (1862–1933) утверждал, что существовал «двучленный» стандарт, согласно которому ценность женщины определялась на поле боя и у домашнего очага.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=