XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Секция III 160 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Харизматический культ президента Реджепа Тайипа Эрдогана (неофициально именуемого «Рэис») постепенно приобретает важность как политический символ и содержит в себе как исламские, так и секулярные значения. Сакральный образ Эрдогана конструируется государством, но неизученнымостается вопрос, как этот политический образ «передается» «подданным Рэиса». Однако вопрос конструи- рования культа связывается преимущественно с персональной характеристикой президента ТурцииЭрдогана и не рассматривается как самостоятельная проблема. В докладе детально рассматривается процесс конструирования образа Рэиса простыми гражданами Турции и предпринимается попытка рассмотрения обра- зования культа личности в более широком контексте модернизации незападных обществ. Для подобного «антропологического подхода» мы используем инфор- мацию двух турецких социальных сетей — eksisozluk.com и antoloji.com, что позволяет выявить основные формы созданного культа и их значение в турецкой политической и социокультурной жизни. Использование инструментария циф- ровой гуманитаристики при изучении собранных материалов позволило нам установить, что «субъекты» автократического общества участвуют в конструи- ровании культа Эрдогана, используя язык и символы исламского национализма. Жуков К. А. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) «Ориентализм по-советски»: образ «Новой Турции» в литературном творчестве П. А. Павленко Павленко Петр Андреевич (1899–1951) — в свое время широко извест- ный, а ныне забытый прозаик, 1 киносценарист, лауреат четырех Сталинских премий 1-ой ст. (в том числе за сценарии художественных фильмов «Александр Невский» и «Падение Берлина»). Родился в Петербурге, вырос в Тифлисе, где в 1917 г. окончил реальное училище. В 1917–1920 гг. учился в техни- куме в Баку. Владел французским языком. С 1920 г. — в Красной армии; с 1921 на партработе, помощник первого секретаря Заккрайкома РКП(б) Г. К. Орджоникидзе. Делегат XIII партсъезда. С декабря 1924 по ноябрь 1927 гг. работал секретарем советского торгпредства в Стамбуле. С 1925 г. под псевдонимом Суфи начал публиковать в газетах «Одесские известия» и «Заря Востока» (Тифлис) свои рассказы, статьи и очерки о турецкой жизни, часть из которых впоследствии составила сборник «Азиатские рас- сказы» (М., 1929). «Первая книга П. «Азиатские рассказы», свидетельствующая о несомненном формальном мастерстве ее автора, написана в плане эстетского мировосприятия, под явным влиянием «восточной традиции» французской 1 Применительно к нашей теме можно назвать лишь несколько работ Г. М. Алтын­ баевой, опубликованных в последние годы, в частности: Алтынбаева Г. М., Речбер Д. Образ Стамбула 1920-х годов в рассказах П. А. Павленко // Филологические этюды: Сб. ст. молодых ученых: в 3 ч. Саратов, 2015. Вып. 18. ч. I–III. С. 73–77.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=