XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Источниковедение и историография Китая к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 2 105 В 2008–2012 гг. было проведено поэтапное повышение уровня подоход- ного налога в СЭЗ с льготных 15 % до единого общенационального показателя в 25 %. Однако это не затормозило достаточно динамичное экономическое развитие СЭЗ, все в большей степени опирающееся не на налоговые пре- имущества, а на инновационность, освоение новых видов современных производств и услуг. С началом реализации инициативы «пояса и пути» выросла динамика развития внешнеэкономических связей многих внутренних провинций Китая. В этой ситуации СЭЗ стали несколько сдавать свои позиции во внешней тор- говле страны: если в 2016 г. на них суммарно пришлось 14,57 % внешнетор- гового товарооборота КНР, то в 2017 г., несмотря на рост совокупного объема внешней торговли зон с 537 до 563 млрд. долл., эта доля снизилась до 13,7 % (см. таблицу). При этом доля Шэньчжэня снизилась с 10,8 % общекитайского показателя в 2016 г. до 10,1 % в 2017 г. Таблица. Внешняя торговля специальных экономических зон Китая в 2016–2017 гг. (млрд. долл.) 1 2016 2017 Оборот Экспорт Импорт Оборот Экспорт Импорт Шэньчжэнь 398,34 237,44 160,90 413,95 244,22 169,73 Чжухай 41,71 27,31 14,40 44,25 27,89 16,36 Шаньтоу 8,52 6,42 2,10 8,80 6,71 2,09 Сямэнь 77,17 46,94 30,23 85,84 48,01 37,83 Хайнань 11,32 3,12 9,20 10,37 4,37 6,00 Все говорит о том, что период функционирования специальных экономи- ческих зон Китая как главного для страны «окна в мир» близок к завершению. Их будущее все в большей мере связывается с трансформацией в пилотные зоны свободной торговли, призванные создать механизмы глубокого проник- новения Китая в ткань мирового хозяйства, обеспечить массированный выход китайского капитала, товаров, технологий вовне. 1 Источник: 中国 海关 统计 . 2016, № 12. C. 135, 137; 2017, № 12. C. 135, 137.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=