XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция XIX 334 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки бы не учитывали этого контекста (существования колдовской власти и ее вмешательства в дела людей — С.-К. В .). Одно верно: в противоположность идее, распространенной в эпоху провозглашения независимости [африкан- скими странами], колдовство не исчезло с распространением электричества и образования. Оно приспособилось к экономическому и политическому про- грессу. Пятьдесят лет спустя оно чувствует себя как нельзя лучше» 1 . До сих пор по всей Африке южнее Сахары ни одни выборы не проводятся без участия колдунов. Ни одно распределение министерских портфелей не обходится без их одобрения. Ни один государственный переворот не совершается без кон- сультации с марабутом. «Ни одно из влиятельных лиц государства, церкви или искусства в Африке не может заявить, что колдовство — простые выдумки из риска показаться инопланетянином в глазах населения . <…> Один президент никуда не выходит без своего магического сундучка, другой прячетфетишёров в пристройке к залу президентского дворца, в котором произносит речи, третий смазывает руки перед каждой аудиенцией для того, чтобы одержать верх над собеседником в разговоре, четвертый хранит кучу магических эликсиров в своей ванной ком- нате. Все или почти все, включая тех, кто публично выражает пренебрежение к «всяким суевериям», советуются со специалистами в сфере магии перед назначением правительства, принятием каждого важного политического решения или перемещением, как бы ни были малы риски. Все эти оккультные и маргинальные советники являются неким фантомным коллективным пре- мьер-министром. Остальные сотрудники руководителя их терпеть не могут и боятся, хотя и сами прибегают к средствам подобного рода для сохранения собственного поста и влияния» 2 . Социальный успех объясняется эффективностью и мощью нанятого колдуна. Проблема не в том, что колдовство действительно способно обе- спечить своих адептов всем желаемым, а в том, что тысячи людей верят в то, что для преуспевания в бизнесе или политике нужны не труд, личные способности и немного удачи, а правильно выбранный колдун и нужное жертвоприношение. И остается открытым вопрос: что делать с тем, что из всех возможных социальных лифтов в Кот-д’Ивуаре наиболее доступным продолжает оставаться колдовство? Не образование или наука, не творче- ство, не карьера и не предпринимательство, а черная магия и человеческие жертвоприношения. В октябре 2020 года в Республике Кот-д’Ивуар должны пройти очередные президентские выборы. Для местного населения это означает, что следует ожидать новой волны похищений детей. 1 http://www.jeuneafrique.com/Article/JA2686p024-033_01.xml0/. 2 Там же.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=