Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1

II. Middle East, Caucasus and Central Asia / Ближний Восток, Кавказ и Центральная Азия 232 Proceedings of the International Congress on Historiography and Source Studies of Asia and Africa.Vol. I. 2020 Алеппский, сын патриарха, сопровождал Макария и записывал его впечатления. В статье затрагиваются следующие аспекты церковной тематики, отраженные в сочинении Павла Алеппского: 1. Место Церкви в общественной и частной жизни Московской Руси, в том числе в жизни царя и его семьи. 2. Духовенство, в том числе личность Патриарха Никона и его взаимоотношения с царем. 3. Церковная реформа в России, роль патриарха Макария в этих событиях и их оценка церковными историками. 4. Миссионерская деятельность Русской церкви. 5. Внешние сношения Церкви, визиты иностранных священнослужителей и правила их пребывания в Москве. 6. Вопросы догматики и описания богослужений, храмов, монастырей, икон, церковной утвари, облачений и пр. (часто в сравнении с Сирией). Описания Павла свидетельствуют о глубоком проникновении религии во все сферы жизни Московского царства: церковные правила соблюдались в быту, воинских и светских обрядах, при дворе. Путешественники были поражены стойкостью в вере местных жителей. Павел также приводит многие эпизоды, иллюстрирующие сильное религиозное чувство царя Алексея Михайловича, его прекрасное знание богослужения, тщательное исполнение обрядов, почтение к духовным лицам и даже умение исправлять священника. В записках Павла отражены события, связанные с церковной реформой с целью приведения Русской церкви в полное единство с греческой церковью, что имело политическое значение. Охарактеризован Патриарх Никон (его высокий статус, острота ума, независимость, высокомерие, любовь к грекам и их обряду, отношения с царем). Также показана важная роль Патриарха Макария в ходе реформ (участие в 1655 г. в Церковном Соборе, поддержка Никона в уничтожении икон, написанных под влиянием западноевропейской живописи, переход к троеперстию, «книжная справа» и пр.). Сама деятельность Никона в церковной историографии оценивалась по-разному —  от полной поддержки до критического отношения к ней церковного историка Н. Ф. Каптерева. Рассказывается о крещении разных народов, контактах с иностранными церковными престолами, настороженном отношения к представителям других конфессий. Павел Алеппский был единственным из иностранцев, писавших о России (кроме Н. Витсена), кто мог посещать православные храмы. Описаны особенности архитектуры храмов, колокольного звона, расположения икон, служб, праздников (в том числе, не дошедших до нас, в частности крестный ход на осляти в Вербное воскресенье ( ,)الشعانين постной пищи (в сравнении с Сирией). Отмечены отличия внешнего вида луковичных куполов в Московской Руси ( )ممشوقات رفيعات от полусферических куполов в византийском стиле в Сирии и стране казаков ( مدورات واسعات بلادنا قباب ,)مثل тщательный учет и хранение даров в царской казне. Зафиксировано косвенное отражение деятельности

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=