Доклады Международного конгресса ИИСАА. Т. 1

III. Far East, South and South-East Asia / Дальний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия Доклады Международного конгресса по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. Т. 1. 2020 415 для издания официально утвержденных сочинений, некоторые высокопо- ставленные чиновники и образованные люди в этот период использовали государственные печатни для изготовления книг, которые они хотели иметь в собственном владении или распространять. Китайские сочинения «И юань чжи янь» 藝苑巵言 и «Ши шо синь юй бу» 世說新語補 относятся к таким случаям. Позднее, ввиду необходимости удовлетворить возросший спрос на подобную литературу, для этой цели стала использоваться печать деревянными литерами. Однако это не привело к массовому появлению изданий такого рода, что позволяет предположить, что их читатели все еще ограничивались относительно небольшой группой представителей интеллектуальной элиты. Этот факт представляет собой резкий контраст с Китаем конца династии Мин — начала династии Цин и Японией периода Эдо, где расцвет коммерче- ского книгопечатания был сопряжен с активным ростом числа читателей среди простолюдинов. Тем не менее я рассматриваю эти примеры как важный шаг на пути от официального государственного книгопечатания к коммерческому. В статье утверждается, что книги, напечатанные частными издательствами в Чосоне в начале XVIII века, имеют большое значение, так как в них мате- риализовалось стремление элиты к удовлетворению частных устремлений и личного вкуса, выражавших индивидуальность, что стало наиболее харак- терной чертой литературы Чосон в конце XVIII века. Ключевые слова : металлический подвижный шрифт; книгопечатание в Корее; Корея в XVII–XVIII вв.; социокультурное значение корейской печатной книги; И юань чжи янь; Ши шо синь юй бу . 1. Introduction This study explored the sociocultural meaning of certain private moveable metal type publications in Chosŏn, early modern Korea. 1 Although moveable metal type printing, in principle, was only reserved for official publishing, 2 some high 1 This article is a summary of the author’s articles that have been published in recognized Korean academic journals, which are listed at the end of the paper. In this paper, the research works of foreign scholars are not referred because there was no sufficient communication between Korean and foreign academia in the field of Korean pre-modern publishing culture. Korean scholars are conducting independent research on the subject, while foreign scholars are doing the same. The main purpose of this paper is to introduce the research achievements of Korean scholars to Western academia. I hope this may contribute to the improvement of exchange of scholarly achievements between the Korean and Western scholarships in the field of studying the Korean publishing culture. ( Though illustratively demonstrating the Korean scholarship’s deliberate ignoring of the Western studies this article reveals the indigenous Korean approach to the study of Korean traditional book culture . — Editors ). 2 For Chosŏn publishing culture, see: Minje Park Byeng-sen. Korean Printing-From its Origins to 1910. Jimoondang, 2003; KimDoo-Jong. 한국고인쇄기술사 ( Korean Printing Tech- nology History). Tamgudang, 1973; Cheon Hye Bong. 한국서지학 (Korean Bibliography).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=