XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

102 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция III свою популярность, а в первое десятилетие XXI в. превратились скорее в эли- тарный вид искусства и при этом окончательно потеряли народную любовь. Однако в последнее время турецкие графические романы снова становятся орудием просвещения. Особенно интересной здесь представляется серия комиксов по турецкой истории: на данный момент вышли книги «Османская империя в картинках» и «Сельджуки Анатолии в картинках» Ульфета Тайлы, «Деде Коркут» Сердара Демирджана и особенно популярный «Эпос Чанаккале» коллектива авторов. Пока эти работы рассчитаны, в основном, на подростковую аудиторию, однако нельзя исключать, что былая народная любовь еще вернется к турецкому историческому комиксу. Первые турецкие комиксы появились в самом конце 1920-х гг. сразу же после реформы алфавита. В 1930–1940-х гг. они чаще всего представляли собой подражания американским и европейским комиксам: главным героем обычно был супермен, реже — его турецкий аналог, сюжет вращался вокруг его приключений. Золотой век турецкого графического романа наступил в 1950-е гг. Именно тогда турецкие художники отказались от жанровых особенностей западных комиксов и стали создавать самобытные работы, часто прибегая к сюжетам из османской истории. Интерпретация истории, конечно же, делалась с оглядкой на действующий режим и популярные в народе настроения. Доклад посвящен самым значимым работам турецких художников в жанре исторического графического романа. Первопроходцем данного жанра является Ратип Тахир Бурак (1904–1977) —один из самых известных авторов комиксов в Турции. Первая работа Бурака — посвященный событиям XVI в. «Послед- ний поход Барбароссы» (1950 г.) — была опубликована в газете «Хюррийет» и является скорее романом с иллюстрациями, чем графическим романом в современном понимании этого слова. В самом конце 1950-х гг. на страницах той же самой газеты читатели увидели новый графический роман «Оборона Плевны» Ремзи Тюремена, прославившегося, прежде всего, оформлением афиш для турецких кинотеатров. Весьма вероятно, в работе над этим комик- сом Тюремен вдохновлялся романом Бурака «Плевна» (1954, «Ени Сабах»). Еще один турецкий исторический комикс — «Враг не пройдет Дарданеллы» (Эрсин Бурак, 1978, «Хюррийет») — посвящен одной из самых популярных в исследуемом жанре тем — Галлиполийскому сражению. Турецкие исторические комиксы имеют ряд своеобразных черт. Чаще всего они посвящены известным походам и знаковым для турецкой истории сраже- ниям. Военная тематика весьма популярный жанр и в западных графических романах. Однако самые известные работы данного жанра, например, «Маус» Арта Шпигельмана или «Босоногий Гэн» Кейдзи Накадзавы, в отличие от турецких графических романов чаще всего являются знаковыми антивоенными произведениями.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=