XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 1 143 Иранистика и афганистика влияниеммарксизма и тьермондизма. С конца 1980-х гг. в Иране прослеживается альтернативный интеллектуальный тренд, представители которого подвергают критическому анализу господствующую интерпретацию религии и легитим- ность государственной системы, основанной на этой интерпретации. Это интеллектуальное течение, а также связанные с ним политические группировки, СМИ и активисты составляют современное реформаторское движение Ирана, участники которого выступают за развитие плюрализма и демократических институтов с помощьюпостепенных реформ. Вданном докладе сделана попытка проследить историю идейного становления реформаторского движения в Иране в 1980–1990-х гг. и выявить факторы, которыми был обусловлен этот процесс. На протяжении XX в. процесс обогащения иранской религиозно-политиче- ской мысли происходил под влиянием двух факторов — проникновения идей с Запада и переосмысления собственной традиции. В этом отношении новая интеллектуальная волна конца 1980-х гг. не стала исключением. Наряду с пред- ставителями духовенства (Х. А. Монтазери, Ю. Санеи, М. Моджтахед-Шабе- стари, М. Кадивар и др.), которые выступали в защиту плюралистического толкования религии с рационалистических позиций фикха и  калама , выра- зителями реформаторской мысли были и интеллектуалы-миряне (А. Соруш, С. Хаджариан, М-Р. Алавитабар, А. Абди и др.), испытавшие влияние западной философии второй половины XX в. (в особенности либерализма, пост-марк- сизма и структурализма). Смену интеллектуальной парадигмы предопределил ряд обстоятельств — «рационализация революции» после Ирано-иракской войны (1980–1988), смерть харизматичного лидера революции Р. Хомейни (1902–1989) и общее снижение популярности социализма (в том числе исламского) на закате СССР. Однако главным фактором стало разочарование в новой системе, оказавшейся неспособной претворить в жизнь идеалы революции, причем не только со стороны отдельных диссидентов, но и большинства граждан, как это показали президентские выборы 1997 г. Утрата иллюзий относительно тотального «революционного ислама», результатом которого стало перерождение традиционной автократии в новой форме, предопределила эпистемологический разрыв с «государственной религией» и подтолкнула часть религиозных мыслителей к деидеологизации ислама. В свою очередь этот новый религиозный дискурс был подхвачен интеллектуалами-мирянами и послужил религиозно-философским обосно- ванием для их проекта «политического развития» (демократизации). Связу- ющую роль между ними сыграли прежде всего журнал и интеллектуальный кружок «Кейан» и Центр стратегических исследований, а также другие СМИ и исследовательские центры, которые наряду с результатами изысканий иранских мыслителей и теоретиков публиковали переводы трудов западных философов и способствовали политизации и популяризации нового дискурса.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=