XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 1 217 Источниковедение и историография Центральной Азии прописки у него не было статуса гражданина, и он не мог пользоваться правами граждан СССР. Подвалы здания АН СССР были населены слу- жащими из рабочего сословия, рабочей молодежи, которые систематиче- ски, ежедневно, издевались над больным ученым, терроризировали его. Создавалось впечатление, что это кем-то поощряется. Не видя выхода из сложившейся ситуации, в 1930 г. ученый намеревался подать документы на выезд из страны, но у него из рук вырвали документ для подачи в кон- сульство. Умер исследователь от голода в блокадном Ленинграде в 1941 г. Материалы Архива РАН необходимо учитывать как свидетельства об ущем- лении прав, достоинства гражданина и ученого для социальной истории в академическом учреждении в СССР. Васильцов К. С. (МАЭ РАН, ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Проблемы историографии исмаилизма в Бадахшане: религиозная мифология, фольклорные нарративы и «воображаемая» (imaginative) география ислама Сложности, возникающие при изучении истории исмаилизма в Бадах- шане, связаны, преимущественно, с довольно узкой и малонадежной базой нарративных источников: материалы не-исмаилитских исторических хроник отличаются скупым и поверхностным изложением фактов и, в целом, отсут- ствием сколько-нибудь значительного интереса к этому региону. Локальная историографическая традиция, особенно в той ее части, где речь идет о раннем периоде исмаилитского да‘ва , довольно непоследовательна, изо- билует анахронизмами, и, кроме того, представлена небольшим количеством сочинений, составленных, ко всему прочему, довольно поздно с исторической точки зрения (12/18 — начало 14/20 вв.), что вызывает скептическое к ней отношение среди исследователей. Тем не менее попытки реконструкции содержания религиозной истории Бадахшана через этнографическую/рели- гиозную мифологию, зафиксированную в исторических сочинениях, отно- сящихся к бадахшанской традиции ( Та’рих-и Бадахшан , Силк-и гавхарриз ), позволяют в какой-то мере заполнить существующие пробелы, хотя, разу- меется, подобного рода нарративы в значительной своей части фиксируют и воспроизводят не столько то, что было на самом деле, in actu , сколько то, как люди воспринимают или что думают о событиях прошлого. В этом смысле устные предания ( хикайат ), генеалогии ( насаб-нама ), образцы народной поэзии ( мадх ), которые связывают утверждение исмаилитского мазхаба в Бадахшане с членами ахл ал-байт и исмаилитскими имамами, представляют собой значимый элемент в структуре культурной памяти бадах-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=