XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

236 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция VI дипломатической переписки за XVI–XVII вв. (в которой ногайская элита регулярно именует себя и свой народ ногаями или мангытами, а свое госу- дарство — Мангытским юртом) в качестве доказательств приводится пара эпизодических упоминаний ногаев как татар. Такие утверждения происходят из чрезмерного доверия к текстам грамот, переведенных на русский язык в Посольском приказе или в воеводских канцеляриях на местах. Для понимания истинной ситуации с употреблением понятия «татары» следует сличить русские переводы с уцелевшими тюркоязычными арабо- графичными оригиналами и выяснить, действительно ли оно присутствует в последних. Оказывается, что во многих случаях этноним «татары» отсутство- вал в оригиналах и появлялся в русском тексте как результат домысливания/ дописывания послания русскими переводчиками. Вместе с тем, в ногайских посланиях, по мере ослабления Ногайской Орды (особенно в 1620–1640-х гг.), ногайские мурзы действительно иногда имено- вали себя и свой народ татарами. Причина этого видится в употреблении тер- минологии, понятной для русских адресатов. А это, в свою очередь, являлось следствием все большей зависимости ногаев от российских властей, что порой просматривается в заискивающем тоне обращений к царю и его наместникам. На протяжении первой половины XVII в. представители ногайской элиты овладели «мастерством» общения с московскими приказными чинами и астра- ханскими воеводами, в том числе составлением челобитных на высочайшее имя. Тщательное выписывание малого царского титула в инскрипциях грамот, частое репрезентация себя понятием «кул» [= холоп (государев)], подобо- страстная тональность прошений свидетельствуют о перенимании русских канонов бюрократического официоза и готовности говорить с адресатами на привычном для них языке. А в этом языке практически все тюрки-кочевники обозначались как татары. Однако даже народы, носящие ныне этноним «татары», в то время еще не обладали специфически татарским интегрирующим сознанием. В тече- ние одного-двух веков после распада Золотой Орды некоторые сообщества, сложившиеся из ее бывших жителей, смогли создать собственную государ- ственность. Ей были присущи относительно определенные границы владений, этнически однородное население (однако при этом сохранявшее базовую, матричную — родоплеменную идентичность), проживание на фиксирован- ной территории, подданство местным правящим кланам и прочие атрибуты, факторы и предпосылки нарождавшейся локальной этнополитичской иден- тичности. К числу таких «государствообразующих» сообществ принадлежали казахи, моголы, сибирцы, узбеки (в Хорезме и отчасти в Мавераннахре) и ногаи. Различие между татарами и ногаями четко прослеживается в документации, сохранившейся от Крымского ханства XVI–XVIII вв.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=