XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 1 249 Источниковедение и историография Юго-Восточной Азии Игнатьев М. А. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Автобиография принца Вачираяна: иллюстрация дворцовой и религиозной жизни Сиама во второй половине XIX в. При рассмотрении событий религиозной жизни Сиама в XVIII–XIX вв. принято выделять фигуру короля, который, как правило, и выступает иници- атором тех или иных религиозных преобразований. Подобный подход более чем уместен при анализе «Эдиктов о сангхе» короля Рамы I (годы правления 1782–1809), или же при изучении религиозной реформы короля Рамы IV Монгкута (годы правления 1851–1868), однако в событиях религиозной жизни Сиама при короле Раме V Чулалонгкорне (годы правления 1868–1910) перво- степенную роль следует отводить не только монаршей особе, но и духовному лицу — принцу Вачираяну (1860–1921), сангхарату Сиама с 1910 г. С его именем в той или иной степени связаны практически все религиозные преоб- разования во время правления короля Чулалонгкорна. Принц Вачираян внес значительный вклад в развитие рационалистической реформы тайского буддизма, начатой его отцом, королeм Рамой IV Монгку- том. Таиландский исследователь Тавиват Пунтаригвиват освещает некоторые подробности его деятельности в этом направлении: «Принц Вачираян (…) сыграл важную роль в продолжении доктринальной реформы короляМонгкута. Помимо составления книги «Наваковада» — руководства для монахов, только что прошедших церемонию пострига, принц Вачираян также написал биогра- фию Будды. Это была первая биография Будды в Сиаме, в которой Сиддхартха Гаутама был изображен обычным человеком, который отправился путеше- ствовать в поисках правды и откровений, и в конце концов ему открылась Дхарма — закон Природы — без каких-либо чудес» 1 . Нельзя не отметить участие Вачираяна и в разработке образовательных реформ короля Рамы V, которые отразились на взаимоотношениях сангхи и королевской власти и привели в конечном счeте к институционализации монашеской общины: «Формирование в провинциях системы начального образования, разработанной в Бангкоке, отразило потребность общества во всеобщей иерархичной церковной организации с управляемым взаимодей- ствием и определенным порядком подчинeнности» 2 . Тем не менее, едва ли не самой важной частью наследия принца Вачи- рана (по меньшей мере, для историков и востоковедов) можно считать его собственное, хоть и неполное, жизнеописание — уникальный источник, 1 Puntarigvivat, Dr. Tavivat. Thai Buddhist Social Theory. Bangkok, 2013. P. 35. 2 Tambiah, S. World Conqueror and World Renouncer. A study of Buddhism and Polity in Thailand against a Historical Background. Cambridge, 1976. P. 219.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=