XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 1 261 Источниковедение и историография Юго-Восточной Азии В постсоветский период творческие поездки российских художников во Вьетнам осуществлялись по линии общественных организаций или в частном порядке. Наибольшую известность получили члены Сообщества художников «Солнечный квадрат», которые провели свои выставки и арт-фестивали в Ханое и Хошимине. Соколовский А. Я. (ДВФУ, Владивосток) Существовало ли во Вьетнаме доисторическое письмо? Письменность во Вьетнаме имеет длительную историю. Она была пред- ставлена несколькими видами, или типами: иероглифическим ханван, иерог- лифическим тьыном и современным звукобуквенным тьы куок нгы. До недавнего времени считалось, что до покорения вьетов Северным соседом у них не было своей письменности. А та письменность, которой они пользовались, была китайским иероглифическим письмом ханван. Однако в последние десятилетия появляются исследования, в которых говорится о том, что еще в период королей Хунгов, задолго до захвата государства Ванланг армией первой китайской династии Цинь (III в до н.э.), у лаквьетов и аувьетов была своя система письма (Проф.Ха Ван Тан. Система письма во времена королей Хунгов). Нужно сказать, что еще значительно раньше были найдены артефакты, которые подтверждали подобное мнение. Так, в 1979 г. экспедиция во главе с шведским археологом О. Джансоном обнаружила предметы, относящиеся к периоду донгшонской культуры (сейчас они находятся в музее Гиме в Париже). Одним из этих предметов является соха, изготовленная в форме крыла бабочки, что было характерно для при- брежного района реки Ма (современная провинция Тханьхоа). По обеим сто- ронам рукоятки этой сохи было выгравировано два символа. Поскольку они не были симметричными, поэтому это дало основание полагать, что это были не декоративные узоры, а скорее всего письмо. Имеется еще важный артефакт, хранящийся в Музее истории в Ханое. В числе медных предметов древнего периода имеется копье, на рукоятке которого также выгравировано несколько символов. Это оружие тоже было найдено в районе реки Ма. Пять символов на рукоятке копья разные и поэтому тоже не могут считаться просто узорами, а скорее всего письменными знаками. По мнению профессора Ха Ван Тана эта письменность может принадлежать только людям государства Лаквьет, представителям донгшонской культуры. Другой вьетнамский ученый До Ван Суен также исследовал данную про- блему и издал в 2013 г. книгу «Путешествие в поисках древней вьетнамской письменности» (Do Van Xuyen. Cuoc hanh trinh di tim chu Viet co. Hanoi, 2013).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=