XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

270 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция VIII Демичев К. А. (Нижегородский институт управления, Н. Новгород) Текст в контексте: образ идеального сикхского правителя в кодексе Прем Сумараг в позднесредневековых панджабских реалиях Смерть десятого сикхского гуру Гобинда Сингха в 1708 г. знаменовала наступление кризиса традиционной концепции власти правителя в сикхизме, которая была выстроена вокруг личности гуру, как носителя высшей духовной власти — пири (pīrī) и высшей светской, военной власти — мири (mīrī). Фор- мальная передача духовной власти священному писанию сикхов Ади Грантх, как «вечному гуру», а светской — всей милитаризованной общине Халсе, не решало вопроса о светском лидере сикхов. В условиях полномасштабной войны, а затем преследований, геноцида и перехода к ведению партизанской войны, сикхи выработали новые представ- ление об идеальном государственном устройстве и образе правителя, которому приписывались черты, качества, свойства и функционал, представлявшиеся наиболее важными в новой исторической обстановке. Такой подход нашел свое выражение в своеобразном кодексе поведения сикха и одновременно правилах устройства сикхской общины Прем Сумараг («Путь любви»), который был создан в первой трети XVIII в. Прем Сумараг содержал в себе подробное описание модели поведения правителя в вопросе осуществления власти. Проблемам политического управ- ления в трактате отведена целая глава. Чаще всего правитель именуется в Прем Сумараг как раджа, хотя используются и такие понятия, как махараджа и даже падишах. Главной обязанностью правителя является обеспечение счастья народа. Получив информацию о своих подданных, махараджа должен сделать так, чтобы никто из них не ложился спать нагим или голодным. Священным долгом правителя, согласно Прем Сумараг, является справедливость, которая связывается с осуществлением правосудия. Махарадже следует быть беспри- страстным, он не должен жалеть ни близкого родственника, ни визиря, ни любого другого чиновника, если тот совершил преступление. Провозглашается, что: «Воздаяние должно соответствовать преступлению и никто не должен быть над законом». Интересным образом разрешается в Прем Сумараг и вопрос применимости справедливости по отношению к самому правителю. Очевидно, что сам маха- раджа является источником правосудия и едва ли может распространить его на самого себя, также, как и на своих подданных. В этом отношении он стоит над судом, поскольку сам его и осуществляет. Однако, это вовсе не означает, что действие справедливости на него не распространяется. Правитель добро- вольно ограничивает свою власть, подчиняясь принципу справедливости, что находит свое выражение в том, что он отказывается попирать права других или

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=