XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

282 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция VIII В результате Третьей англо-маратхской войны (1817–1818), закончившейся для Нагпура поражением, британцы сочли целесообразным сохранить за ним статус княжества, поставив во главе лояльного и послушного Рагхуджи III (1818–1853). После 35 лет правления он умер бездетным, оставив четырех официальных вдов, готовых усыновить и возвести на престол наследника, в чем им было отказано. Хотя решение об аннексии княжества было принято британскими властями в начале 1854 г., процесс отлучения семьи почившего раджи от двора и кня- жеских привилегий занял еще пять лет и сопровождался демонстративным выносом из дворца казны, драгоценностей, мебели, публичной распродажей утвари, расформированием оружейной палата, урезанием финансового содер- жания семьи и ответными актами саботажа, неповиновения или, наоборот, манифестациями лояльности и преданности. Параллельно представители двора и чиновники различных уровней британской администрации интен- сивно обменивались меморандумами, записками и письмами, раскрывающими в подробностях «кухню» (практики и теоретические обоснования) подобного рода аннексий, которые в итоге стали одной из причин кровавого восстания 1857–1858 гг. В этих документах содержатся юридические доводы применения «доктрины выморочных владений», приводившиеся британцами, контраргу- менты княжеской стороны, излагаются взаимные обвинения и увещевания, раскрываются способы обоюдного давления. Едва ли не самым часто упоминаемым понятием в письмах, к которому постоянно апеллировали обе стороны, была справедливость, используемая в качестве морального принципа, оправдывавшего действия или решения участников отношений. Для британских чиновников, являвшихся лишь представителями Ост-Индской компании, людьми, чье существование никак реально не затрагивалось производимыми изменениями, справедливость была умозрительной, когнитивистской этической категорией, а построенная не ее основе картина мира выводилась из формальной трактовки сложив- шейся ситуации и рассудочных соображений относительно эффективности управления индийскими территориями. В отличие от британцев нововведения после смерти раджи касались княжескую семью непосредственно, условия и качество ее каждодневной жизни менялись радикально. Поэтому решения английской стороны вызывали у представителей двора и семьи моральную нестерпимость или острое чувство несправедливости, что придавало их текстам особую эмоциональную насыщенность. Предлагаемый сюжет добавляет информацию в пока еще не очень полную копилку знаний об истории индийских княжеств и их взаимоотношений с колониальными властями, а в методологическом плане располагается в отно- сительно новом исследовательском поле, определяемом как «эмоциональный поворот».

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=