XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

294 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция IX ствиях, которые приходилось преодолевать. Публикации рельефно выделялись официально-деловым стилем и четко обозначали позицию российского прави- тельства, формировали положительное отношение читателей к ней. В Советской России (позже СССР) первыми изданиями, публиковавшими тексты документов и обзоры заметок зарубежных изданий, стали «Вестник Народного комиссариата иностранных дел» (далее НКИД), «Бюллетень Отдела печати НКИД», «Бюллетень Народного комиссариата по иностранным делам». В 1922 г. им на смену приходит журнал «Международная жизнь», издающийся (с перерывом 1930–1954 гг.) до настоящего времени. На страницах нового печатного органа сотрудники НКИД (позже МИД СССР) публиковали коммен- тарии к основным политическим событиям. Здесь также размещались статьи знатоков истории межгосударственных отношений, исследователей политиче- ского и экономического развития различных государств Азиатского региона, в том числе и Китая. Сегодня журнал «Международная жизнь» привлекает к совместной работе исследователей как истории Китая и российско-китай- ских отношений, так и современного внутриполитического развития Китая (специфики модернизации политической системы, функционирования КПК, способов решения социальных и экономических проблем и проч.), векторов внешней политики. Подводя итог, следует отметить: периодические издания дипломатического ведомства в Российской империи, позже Советской России, СССР и Российской Федерации являются незаменимым и содержательным источником информа- ции о Китае. Бонч-Осмоловская О. А. (ИВР РАН, Санкт-Петербург) Между «догмой» и «частным мнением»: проблема обоснования новых интерпретаций конфуцианского канона в экзегетике эпохи Хань Доклад посвящен анализу практики шо цзин 說經 («рассуждение о каноне/ канонах») при императорском дворе эпох Западная и Восточная Хань. Шо цзин представляли собой специальные лекции с дискуссией о каком-либо каноническом тексте. Зарождение традиции шо цзин в виде диспута имеет свои корни в чжаньго- ской истории шо 說 как одного из уровней аргументативно-ораторской прак- тики 1 . Это подчеркивает особенный статус данного типа рассуждений — они 1 Помимо прочего, шо как отдельный вид доклада трону или выступления перед вышестоящими (при Хань сюда стали входить и соображения относительно канонов) подробно анализируется в главе Хань Фэй-цзыШо нань 說難 («Сложности рассуждения»).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=