XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

298 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция IX Виноградова Т. И. (БАН, Санкт-Петербург) Традиционные настольные игры как продукция мастерских китайской народной ксилографической картины няньхуа 1 Мастерские китайской народной ксилографической картины няньхуа выпу- скали не только собственно гравюры на дереве, среди которых доминировали иконы, благопожелательные картины и гравюры с изображением сценок из любимых произведений классической драмы. Промыслы народной картины, рассредоточенные по всей территории Китая, удовлетворяли разнообразные потребности крестьян и небогатых городских жителей в печатной продукции. Мастерские печатали ритуальные деньги для жертвоприношений, погребаль- ную утварь, небольшие книжки с картинками, так называемые ляньхуаньхуа — прообразы современных комиксов, всевозможные бланки, рекламные постеры. Особой, весьма прибыльной статьей доходов мастерских было производство календарей, выпускавшихся к началу XX в. многотысячными тиражами. Не меньшей популярностью пользовались и печатные гороскопы. Вне зависимости от своего целевого предназначения вся эта продукция несла на себе родовые признаки своего происхождения от народной картины—имеется в виду прежде всего символика, система образов, яркость красок. В современных коллекциях разных стран хранится достаточно много образ- цов календарей для того, чтобы судить об этом своеобразном жанре китайского народного искусства. Наличие в собрании календарей оказывает исследовате- лям незаменимую помощь при датировке времени создания коллекции. Гораздо хуже представлен другой вид «побочных» занятий мастеров народ- ной картины: печатные игровые поля для настольных игр. Это совершенно естественно: иностранцы редко обращали внимание на подобные непонятные вещи, сами продавцыне стремились предлагать их «заморским варварам». Кроме того, игровые поля — материал расходный, не будучи прикреплены на плотный картон, бумажные поля часто выходили из строя. Сейчас до нас дошло считанное количество подобных старых игровых полей: в собрании ГосударственногоЭрми- тажа есть несколько отличных образцов, привезенных академикомВ. М. Алексе- евым в составе его коллекции няньхуа . Речь идет именно об игровых полях, все потребные для игры аксессуары— фишки, карточки, кубики и т. п. в коллекции отсутствуют и неизвестно, привез ли их ученый или они утратились позднее. Игровыеполяпредставляютсобойизображениялабиринтов.Присоставлении игр использовались различные сюжетыиз китайской истории, мифологии. Неко- 1 Доклад подготовлен при финансовой поддержке гранта РФФИ№ 19–59 № 19–59– 52001 МНТ_а «Торговля, народные верования, искусство и культура на традиционной ксилографической картине Китая из малоисследованных коллекций России и Тайваня».

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=