XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

300 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция IX ароматических смесей, о способах применения печатей в разное время года содержатся в «Истории благовоний» ( 香乘 Сян шэн ) ученого Чжоу Цзячжоу (1582–1661). В китайских научных трактатах, каталогах, произведениях эстети- ческой мысли XVII–XIX вв. также встречаются описания различных курильниц и ароматических печатей, используемых для отсчета времени, с анализом их художественных особенностей и функций 1 . Впоследствии китайские ароматические печати из инструмента измере- ния времени превратились в предмет коллекционирования и эстетического наслаждения. На этом поприще особенно известен мастер Дин Юэху ( 丁月 湖 , 1829–1879), который прославился изготовлением курильниц и изучил типологию благовонных печатей. До сих пор его труд «Каталог курильниц в виде ароматических печатей» ( 印香鑪式譜 Иньсянлу ши пу ) является ценным источником по истории развития ароматической культуры Восточной Азии 2 . Китайская традиция измерения времени с помощьюблаговоний была передана и на Корейский полуостров в ходе активного культурного обмена между Китаем и Кореей в эпоху Трех государств. Плохая сохранность и бедность источнико- вой базы не позволяет полностью проследить историю развития этой традиции в Корее. Однако в корейских письменных памятниках XVIII‒XIX вв. зафиксиро- вана информация об использовании устройств, аналогичных китайским. Так, в «Трактате об устройствах для измерения [времени]» ( 儀器輯說 Ыйги чипсоль ) чиновника Нам Бёнчхоля ( 南秉哲 ) содержится запись о том, что жители государства Силла использовали ароматические вещества для изме- рения времени по крайней мере с VI в., а в материалах хроник Самгук саги ( 三國史記 , 1145) и Самгук юса ( 三國遺事 , конец XIII в.) повествуется о том, что корейцы вместе с заимствованием китайской письменности и буддизма начали рано осваивать применение ароматических средств в религиозных и повседневных целях 3 . На Японский архипелаг ароматические часы попали еще до периода Нара (710‒794). О наличии в Японии традиции использования часов с бла- говониями свидетельствуют экспонаты из сокровищницы Сё:со:ин ( 正倉院 ), 1 В знаменитом романе Цао Сюэциня «Сон в Красном тереме» тоже есть упоми- нание о «печати пяти ночных страж». См. [Цао Сюэцинь. Сон в красном тереме. М.: Полярис, 1997. С. 311]. Сравнить с текстом главы 22 романа на китайском языке. См. URL: www.sohu.com (дата обращения 06.09.2020). 2 Дин Юэху. Иньсянлу ши пу [ 丁月湖。印香鑪式譜 ]. Каталог курильниц в виде ароматических печатей. URL: https://books.google.ru/books?id=FIEpAAAAYAAJ&prin tsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false (дата обращения 05.01.2021). 3 Ирён. Оставшиеся сведения [о] Трех государствах (Самгук юса) / Пер. с ханмуна, вступ. ст., коммент. и указ. Ю. В. Болтач. СПб.: Гиперион, 2018. 894 с.; Ким Бусик. Самгук Саги (Исторические записи Трех государств): в 3 кн. / Пер. и коммент. М. Н. Пака. М.: Вост. лит., 1995. Кн. 2: Летописи Когуре, Пэкче. Хронологические таблицы. 405 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=