XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

332 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция IX Шаронова В. Г. (ИДВ РАН, ИРИ РАН, Москва) Краткая история Русско-Китайского училища в Тяньцзине и его значение для распространения русского языка в Китае Развитие русско-китайской торговли в городе-порте Тяньцзине потребо- вало наличия большого числа переводчиков. Для их подготовки стало необ- ходимым создание школы или училища, в котором китайские дети могли бы изучать русский язык, математику, а также основы горного дела. Китайские власти обратились с соответствующим предложением в Консульство России в Тяньцзине. В секретной телеграмме из Пекина в МИД от 14/26 августа 1896 г. граф Кассини писал о том, что августовским Богдыханским указом «повелено открыть тяньцзиньское Русское училище» 1 . Русско-Китайское училище было создано китайскими властями (генерал-гу- бернатор Ли Хунчжан) при содействии известного князя Э. Э. Ухтомского. Ли Хунчжан ходатайствовал «о разрешении проводить занятия секретарем местного консульства В. Ф. Гроссе». «Отрадное начинание» 2 было удовлетво- рено, и в 1896 году школа приняла первых учеников. Школа имела большое значение для распространения русского языка в Китае. Главой училища был назначен директор тяньцзиньской таможни (китаец по национальности), которому принадлежало общее руководство . Кроме того, назначены: китаец-инспектор и учителя китайского. Все расходы по содер- жанию штата китайское правительство взяло на себя: 700 лан 3 , или около 1000 руб., в месяц. Спустя год, благодаря стараниям и трудам Гроссе, были отмечены значи- тельные успехи и прекрасные результаты учеников школы, которые не только в значительной степени усвоили русский язык, но и приобрели знания в обла- сти математики, истории, географии обеих стран (Китая и России). Молодой дипломат, совместно с администрацией училища, разработал Устав, Правила, программы преподавания училища. Оставался нерешенным вопрос о постоян- ном платном педагоге, который бы всецело посвящал себя школе. Секретарь консульства Гроссе совмещал свою основную работу с ежедневными уроками, что отнимало у него много времени. Поскольку основной целью открытия школы было получение молодыми китайцам понятия о горном деле, то на должность учителя был приглашен горный инженер из Петербурга, которому не понравилось пребывание в Китае, и он вернулся в Россию. 1 АВПРИ. Ф. 143. Оп. 491. Д. 312. Л. 3. 2 Там же. 3 Лан (лян)– денежная единица в Старом Китае.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=