XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

398 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XII от простого разнорабочего до владельца типографии, он приобрел репутацию первого человека в Калимпонге и главного информационного брокера в тибет- ской общине в Индии. Интересно и то, что работу над изданием газеты Тарчин совмещал со службой на британскую и индийскую разведку, а в 1950-е гг. с сотрудничеством с американскими спецслужбами. Позиционируя себя как преданный гражданин Индии, Тарчин также клялся в верности своей этнической родине — Тибету. С 1949 г., когда Китайская Народная Республика (КНР) провозгласила курс на «освобождение» Тибета, редактор регулярно размещал в «Зеркале Тибета» антикоммунистические мате- риалы и неотступно выступал в поддержку независимости Тибета. Призывая тибетских «братьев» объединиться на основании общности исторического происхождения, языка, культуры и религии и совместно противостоять ком- мунистической власти, Тарчин формулировал и транслировал в массы осново- полагающие тезисы движения за независимость Тибета. В своих публикациях Тарчин конструировал альтернативную националистическую версию истории Тибета и утверждал матрицу негативного восприятия настоящего. Редактор «Зеркала Тибета» создавал иллюзию утрачиваемого «золотого века», представ- ляя при этом КНР в образе «агрессора», а Тибет в роли его «жертвы». После эмиграции Далай-ламыXIV в Индию в 1959 г. «воображаемый» Тибет Тарчина, изображенный в «Зеркале Тибета» как глубоко религиозное мирное государство, суверенитет которого нарушило незаконное вторжение КНР, занял ключевое место в официальном нарративном пространстве тибетской диаспоры и лег в основу легитимирующей идеологии тибетского правительства в изгнании. Данный доклад предлагает краткий анализ формирования элементов наци- онального нарратива тибетской эмиграции на примере подборки публикаций «Зеркала Тибета» за 1950–1960-е гг. Петрова М. П. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Образы «лишних людей» в китайском и монгольском романах ХХI в. Впервые образ так называемого лишнего человека был представлен русской классической литературой ХIХ в. Это, в первую очередь, Евгений Онегин из одноимeнного романа в стихах А. С. Пушкина и Григорий Печорин из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Появляется лишний человек и в повестях Н. В.Гоголя, и в рассказах А. П.Чехова. Человек, не принятый обществом, не нашедший своего места в жизни, бесконечно одинокий. Именно такими представлены главные герои романов современной монголь- ской писательницы Д. Оюунчимэг (литературный псевдонимО. Даш, род.1969)

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=