XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 2 101 Секция имени акад. В. В. Струве: источниковедение и историография Древнего Востока что эти центры в какой-то период функционировали одновременно. Осенью 2020 г. полевые исследования на Карахан Тепе были продолжены, вскрытые участки на восточном склоне холма показали различные типы конструк- ций и приемы строительства того времени. Ряд построек, круглоплановые и прямоугольные в плане, сделаны из камней; другие (круглоплановые и подпрямоугольные) — путем выдалбливания их помещений по периметру в известняковом грунте. Из символов докерамического неолита, хорошо известных по памятникам этого времени на территории Юго-Восточной Анатолии и стран Восточного Средиземноморья, помимо поражающего количества Т-образных стел, на Карахан Тепе открыты рельефные и процарапанные изображения змеи, диких животных. Также обнаружены скульптуры в форме голов человека и диких животных, зоо-антропоморфных мужского и женского существ с явно выра- женными признаками пола. Продолжение исследований на Карахан Тепе даст дополнительные важные данные для понимания процессов ранней неолитизации в Юго-Восточной Анатолии и зоне Плодородного полумесяца в целом. Кудряшов П. Н. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Проблема набожности древних египтян эпохи Среднего царства: историографический обзор В Египте Старого царства (XXVIII–XXIII вв. до н. э.) религия имела пре- имущественно «общинный» характер: под руководством царя люди сообща трудились для богов, рассчитывая на их ответную благосклонность всему сообществу, возглавляемому и персонифицированному государем. Однако гибель Мемфисской монархии и смуты Первого переходного периода при- вели к существенным изменениям в религиозном сознании древних египтян. В России на это указывал уже Б. А.Тураев, а развернуто данная проблема была поставлена к середине XX в. Дж.Брэстедом и Дж.Уилсоном, подчерки- вавшими противоречивость религиозного развития в ту эпоху: от проявлений религиозного пессимизма до приближения к «личной набожности» 1 . В конце XX–начале XXI вв. круг обсуждаемых в этой связи вопросов значительно рас- ширился и основательность их рассмотрения возрастает: некоторым посвящены специальные монографии или ряд статей. В части изучения представлений о посмертной участи огромное зна- чение имела завершившаяся публикация «Текстов саркофагов» и новых 1 Теперь, напр., см. Assmann J. The Mind of Egypt. New York, 2003. P. 157–195.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=