XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

108 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XIV датировочных формул, Син-иддинам обнeс город мощной оборонительной стеной. В ходе археологических раскопок Машкан-шапир в 1989 г. на месте город- ской стены и южных ворот были найдены фрагменты глиняных цилиндров со строительной надписью царя Ларсы Син-иддинама, посвященной возведению городской стены Машкан-шапир. Предварительная транслитерация надписи была подготовлена П. Штайнкеллером 1 . В надписи Син-иддинам, как это было принято, прежде всего, перечисляет свои титулы, а также описывает свои предшествующие достижения: строительство храма Эбаббар в Ларсе и про- ведение ирригационных работ по возвращению течения Тигра в его прежнее русло. Далее в тексте идет описание самого строительства. В докладе подробно анализируется содержание этой надписи и проводится сравнение ее с другими уже опубликованными надписями этого царя 2 . Судя по тексту надписи Син-иддинама, строительство городской стены в Машкан-шапир было посвящено главному божеству города богу Нергалу 3 ; на работы по ее возведению была задействована «четверть рабочей силы моей (т. е. Син-иддинама) страны» (igi.4.gál ugnim kalam.ma.mu) . За свою работу участники строительства получали исключительно высокую плату: 40 литров ячменя, 2 литра хлеба, 2 литра пива, 1 литр масла — ежедневно на каждого. В заключительной части надписи Син-иддинам говорит о том, какого процве- тания достигло при нем все государство и, в частности, город Машкан-шапир: площадь его значительно увеличилась, в центре города был прорыт канал, ставший источником пресной воды для горожан, велось активное строитель- ство в жилых районах. После смерти Син-иддинама, при последнем царе династии Ларсы Рим- Сине (1822–1763 гг. до н. э.) город приобрел еще большую значимость, получив статус второй столицы государства; им управлял Син-мубаллит, брат Рим-Сина. После падения Ларсы при Хаммурапи 4 город постепенно пришел в запу- стение, что было связано с общим упадком городов юга в период правления Самсуилуны. Вплоть до парфянского периода Машкан-шапир оставался забро- шенным. Небольшое поселение, основанное парфянами, просуществовало недолго, и город окончательно был покинут. 1 Stone E., Zimansky P. The Anatomy of a Mesopotamian City: Survey and Soundings at Mashkan-Shapir. Winona Lake, Indiana, 2004. P. 137. 2 Frayne D. Old Babylonian Period (2003–1595 BC) / The Royal Inscriptions of Mesopotamia. Early periods. Vol. 4. (RIME 4). Toronto, 1990. 3 Очевидно, храм Нергала в г. Машкан-шапир ( Э-меслам ) упомянут в Прологе к Законам Хаммурапи как MIŠ. LAM (Col. iva 6; см.: Driver G. R., Miles J. C. The Bab- ylonian Laws. Vol. II. Oxford, 1955. P.10–11). 4 Charpin D. Archives épisṭolaires de Mari I/2. Archives royales de Mari. Vol. 26. Paris, 1988.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=