XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 2 237 Круглый стол: «Источниковедение и историография ислама в России» труды миссионеров, а именно—Я. Д. Коблова, связанный с инспектированием «народных училищ», то есть мусульманских учебных заведений Казанской губернии 1 , Г. С. Саблукова, где дается общая характеристика чтения Корана мусульманами-татарами 2 , а также Д. Валидова, изданный в первые годы совет- ской власти еще до разворачивания атеистической кампании и касающийся вопросов специфики культуры и в том числе—чтения Корана мусульман-татар и башкир 3 . В качестве иллюстрации используются нотные расшифровки и компью- терные мелограммы: используемые формы нотной фиксации в отношении напевного чтения, даже если и отображают мелодический абрис, не обозначают типичного для подобного интонирования более мелкого деления звукового строя, связанного как с речевой основой, так и со спецификой ладового мыш- ления носителей традиции чтения Корана. Имамутдинова З. А. (Государственный институт искусствознания, Москва) Напевное чтение Корана урало-поволжских мусульман (татар и башкир) с точки зрения понятий источника и наследия Понятие источника в отношении к собственно чтению Корана обладает рядом специфических признаков, определяемых устным характером передачи традиции при опоре на сакральную письменную вербальную основу. Возникает вопрос, какие факты и материалы дают возможность судить о особенностях стилевой эволюции традиции напевного чтения Корана у мусульман-тюрков Урало-Поволжья и попытаться охарактеризовать эту практику как наследие в историческом и художественно ценностном планах? У урало-поволжских мусульман, как и в исламе в целом, чтение Корана пред- ставляет собой историческое напластование практик, как угасающих, так и сохраняющихся при переходе от одного этапа к другому в эволюции стилей в течение многих столетий. Т. II. Пер. на тат. яз., пер. на русс. яз. Казан: Рухият нэшрияты, 2009; Т. III–IV. Пер. на тат. яз., пер. на русс. яз. Казан: Рухият нэшрияты, 2010. 1 Коблов Я. Конфессиональные школы казанских татар. Казань: Центральная типография, 1916 2 Саблуков Г. С. Сведения о Коране, законоположительной книге мухаммеданского вероучения. Казань, 1884. 3 Валидов Д. Очерк истории образованности и литературы татар (до революции 1917 г.). М.; Петроград.: Гос. издательство, 1923.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=