XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

256 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XVIII Многосторонним институтам уделялось гораздо менее пристальное внимание, несмотря на попытки присоединения к ряду основных региональных организаций и форумов (АТЭС, АРФ, диалоговое партнерство с АСЕАН). В экономическом плане Россия не вписывалась в систему «де факто» интеграции, возникшей в регионе в 1980–1990-е гг. в результате процессов формирования транснацио- нальных производственных цепочек, и региональные институты представлялись дополнительной возможностью формализованного вовлечения в региональные дела без резкого увеличения экономических взаимосвязей с регионом в целом. Раскол, углубляющийся в отношениях с Западом после политического кризиса 2014 г. на Украине, актуализировал идею российского «поворота на Восток». При этом с течением времени среди российской политической элиты, российских и зарубежных исследователей возник широкий диапазон содер- жательных трактовок подобного поворота. Некоторые подчеркивали, что он фактически свелся к усилению односторонней зависимости России от Китая в стремлении найти альтернативу экономическим отношениям с ЕС. Другие видели в нем попытки российского руководства обеспечить подъем россий- ских регионов Сибири и Дальнего Востока за счет привлечения инвестиций из стран Азии. Третьи полагали, что подобный поворот должен привести к более сбалансированной внешней политике, учитывающей повышательную на тот момент экономическую динамику Азии. Каким бы ни было объяснение сути российского поворота на Восток, он уже не мог обойти вниманием тот факт, что значительная составляющая политико-э- кономических процессов в ВосточнойАзии к началу этого века стала концентри- роваться в рамках региональных многосторонних институтов, генерировавших новые торгово-экономические соглашения и проекты. Именно этим объяснялось стремление России сохранять представительство высокого уровня в рамкахАТЭС и после ее председательств 2012 г., более активное по сравнению с периодом до 2014 г. вовлечение России в деятельность Восточноазиатского саммита (ВАС), выдвижение в декабре 2015 г. собственной многосторонней инициативы в виде экономического партнерства Евразийского экономического союза, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и АСЕАН и попытки придать динамизм диалоговому партнерству с Ассоциацией странЮго-Восточной Азии (АСЕАН), переведя его в 2018 г. в категорию стратегического партнерства. В то же время Россия начала реализовывать свой поворот на Восток и укре- плять связи с многосторонними институтами в АТР именно в тот момент, когда многие из этих механизмов оказались в кризисе и были ослаблены противо- речиями Китая и США в регионе, а также конкурирующими региональными проектами, выдвигаемыми этими странами. Учитывая сказанное, в докладе предпринимается попытка доказать тезис о том, что участие России в многосторонних институтах сотрудничества в Восточной Азии частично способствовало решению задачи более глубокой

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=