XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 2 283 Круглый стол: «Политика и традиционализм в странах Азии и Африки» современного образца. Требование это было не столько связано с волей самого эмира, являвшего собой пример восточного правителя, опиравшегося в первую очередь на традиционные для региона представления о власти и управлении. Оно исходило от страны-мандатария—Великобритании, руководствовавшейся стремлением не только выполнить свои международные обязательства, но и создать сильное, современное и лояльное британской короне государство на Ближнем Востоке. Создание административного аппарата, государственных структур, в том числе армии, проходило под руководством и контролем британских представи- телей и советников. Рассмотреть и проанализировать этот процесс, подробно отраженный в британских архивных документах, интересно не только для историка-востоковеда, но и политолога, поскольку он представляет собой уникальный пример небесконфликтного, но в конечном счете успешного взаи- модействия западной и восточной цивилизаций. В данном докладе освещаются вызывавшие противоречия двух сторон политические шаги Абдаллы I, основан- ные на арабских традициях и страны-мандатария, использовавшей западный опыт, а также процесс поиска консенсуса. Например, бедуинская традиция под- ношения богатых подарков племенным шейхам, к которой прибегал Абдалла ибн аль-Хусейн с целью консолидации местных племен под своей властью мирным путем, британцам казалась неоправданной тратой выделяемых ими на развитие молодого государства средств. В свою очередь западные нововве- дения, такие как централизованная власть, административный аппарат и новая система налогообложения не выглядели рациональными и необходимыми для жителей Трансиордании, что вызывало отторжение и протест 1 . В 1924 г. Великобританией был выдвинут ультиматум, содержавший требования к эмиру признать контроль Соединенного Королевства над финансами Трансиордании, а также выслать деятелей антифранцузского сирийского национального движения, которым покровительствовал Абдалла I. Последний пункт являлся причиной неурядиц в британо-французских отношениях. Тон послания дал понять трансиорданскому монарху, что он может утратить союзника и его военно-финансовую поддержку, а вместе с тем и шансы сохранить престол, что заставило его пойти на уступки 2 . Иордано-британские отношения первой четверти XX в. не были равноправ- ными и держава-мандатарий навязывала условия сотрудничества правителю молодого государства. Вместе с тем Великобритания вмешивалась и направ- 1 Extract from letter from Sir. H. Samuel, High Commissioner for Palestine to Colonial Secretary, 13 June 1921. Records of the Hashimite Dynasties: archive editions / ed. Alan de L. Rush. L.: Antony Rowe Ltd., 1995. VI. P. 136–138; Mr. W. H. Deeds to High Commissioner for Palestine, 2 July 1921. Ibid. P. 144–148. 2 Col. C. Cox to Sir H. Samuel, 20August 1924. Records of Jordan (1919–1965): archive editions / ed. Jane Priestland. L.: Antony Rowe Ltd., 1996. II. P. 197–200.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=