Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

100 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 Секция I прежний порядок, поднять, путем возвращения к изначальной тимарной системе, боевой потенциал османского конного (сипахийского) войска, а также восстановить боевую мощь янычарского корпуса. Численность янычарского войска резко выросла за счет ремесленников и торговцев, никак не связанных с военным делом. К этому времени янычары превратились в подобие «пре- торианской гвардии»: свергали и возводили на престол султанов, смещали неугодных им государственных деятелей. Усилия династии Кёпрюлю по восстановлению государственного порядка и поднятию военной мощи Османской империи получили широкий отклик в османском обществе. Они придавали членам династии ореол успешных и справедливых государственных деятелей. Однако все начинания везиров Кёпрюлю позволили обеспечить лишь краткосрочное торможение кризисной ситуации, но не смогли остановить процесс разложения сипахийской системы и связанного с ним падения военной мощи державы. Поражение турецких войск под Веной в 1683 г. и заключение в 1699 г. в Карловицах мирных договоров, по которым Османская империя впервые понесла крупные территориальные потери, — все это продемонстрировало крах концептуальных основ (возвра- щение к «золотому веку») такой политики. Юлгушева А. Х. (ИВР РАН, Санкт-Петербург) Война в Альпухаррах (1568–1571 гг.) как реакция  на политику католических монархов 2 января 1492 г. католические монархи Фердинанд Арагонский и Иза- белла Кастильская получили ключи от Гранады, последнего мусульманского эмирата на территории Иберийского полуострова, история которого насчи- тывала более двух с половиной веков. Теряя Гранаду, мусульмане лишались последней надежды на возвращение и восстановление былого могущества ал-Андалуса, но, находясь в осаде и не имея никаких шансов на победу, вместе со своим эмиром Абу\ ʽАбдалла\хом они выбрали «меньшее из двух зол» (ал-Мак 3 к 3 ари\, 525). Подписанный обеими сторонами договор о капи- туляции города гарантировал неприкосновенность жизни и имущества, свободу вероисповедания, обеспечивал мусульманам статус религиозного меньшинства и безопасное существование в качестве верноподданных хри- стианских королей. Однако «политика первоначальной „благосклонности к побежденным“ сменилась жестким курсом на «христианизацию» (Ланда, 39). И, если поначалу христианское население даже «ревновало и завидо- вало» мусульманам, поскольку король выказывал им уважение и почтение: «Вы теперь для нашего короля благороднее и дороже нас» ( Нубзат , 43), то впоследствии 67 пунктов условий договора были «аннулированы условие за

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=