Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

148 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 Секция II раскрывают идеологию и этническое сознание афганских вождей, а также показывают функциональные задачи хроники, подтверждая ее исключительное значение в развитии паштоязычной историографии и литературы в целом. Мехмет Тезкан (Mehmet Tezcan) (Uludagh University, Bursa, Turkey) Сасанидская концепция отношений между религией и государством и ее влияние на мусульманские концепции государства В истории ислама отношения между религией и государством во многом следуют тем принципам, которые были выработаны школой ал-Газали. Неод- нократно встречающаяся в произведениях ал-Газали максима «Религия и Госу- дарство — братья-близнецы» уже в начале XII приобрела широкое признание и впоследствии нашла свое отражение в идеологии мусульманских тюркских государств. Однако известно, что поучения мусульманских правителей своим сыновьям, так называемые «книги советов и наставлений» ( панд-нама , наси- хат-нама ), нередко начинающиеся со слов «Эй, сын!» и содержащие рекомен- дации по управлению государством, имели более древние корни и, согласно некоторым письменным источникам, были заимствованы из литературной традиции эпохи Сасанидов. Несмотря на то, что в некоторых мусульманских источниках есть сведе- ния и даже цитаты из рекомендаций, которые оставил Ардашир I, основатель и первый правитель государства Сасанидов, своему сыну Шапуру I, вероятно, эти тексты прямо не восходят к оригинальным источникам на пехлеви. Сведе- ния о «советах» сасанидских правителей встречаются не только в сочинениях, переведенных в период Аббасидов с пехлевийского языка на арабский и персид- ский, но также и в произведениях на арамейском языке. О переводе с пехлеви книги «Хвадай-намак» , выполненном Ибн ал-Мукаффа, упоминают авторы «Сийар ал-Мулук» и  «Нихайат ал-араб фи ахбар ал-фурс ва-л-’араб» (IX в.) . В тексте « Ахд-и Ардашир б. Бабак » («Обещание Ардашира») в идеализирован- ной форме описываются тесные «братские» взаимоотношения между религией и государством. Судя по всему, правители эпохи Сасанидов, такие как Ардашир I и Хосров I Ануширван, давали советы своим сыновьям именно в такой форме, и их слова были переданы в более поздних мусульманских источниках. В эпоху Сасанидов государственные деятели использовали как официальную религию Ирана маздаизм, так и другие религиозные течения для того, чтобы успешно управлять государством и расширять свои земли. Древняя сасанидская тради- ция опираться на религию для укрепления государства в более поздний период была использована правителями мусульманских государств, возникших на территории Ирана и сопредельных областей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=