Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 173 Источниковедение и историография Центральной Азии которая, несмотря на предложения ряда чиновников, оставалась военной вплоть до 1917 г., как и в Туркестане, причем религиозное и традиционное право как регуляторывнутриэтнических отношений сохранялись. Среднеазиатские окраины центральная бюрократия считала самыми спокойными территориями империи. В какой степени именно такой подход центральной власти и региональной администрации был оправдан и как военная система управления повлияла на масштабы восстания и крайние формы насилия его участников? Одной из проблем изучения событий начала XX в. оказался переход от признанной ничтожной советской историографии к попыткам создать новую объяснительную версию, которая могла бы связать прошлое с современным нациестроительством. При этом события 1916 г. расцениваются как пролог к подлинной истории, начавшейся после распада СССР. В то же время произошла своеобразная сегрегация исторического пространства, когда исследователиКазах- стана и республик Центральной Азии пытаются рассматривать прошлое своих стран отдельно от прошлого Российской империи и СССР. Более продуктивным представляется признание специфической этносоциальной, экономической, поли- тической и культурной сложности ситуации вКазахстане иСреднейАзии в период Первой мировой войны и революции в контексте общероссийских процессов. Аминов Б. Б. (МВССО РУз, Ташкент) Надгробные надписи саййидов-мусавиййа Саййидах всегда занимали важное место в историиМавераннахра. В трудах историков Мавераннахра и Хорасана часто встречаются краткие упомина- ния о некоторых представителях благородного семейства — потомков Про- рока. Однако роль и значение саййидов в социальной и общественной жизни государств этого региона недостаточно освещены в исследованиях в связи с отсутствием достаточного количества источников. Саййиды как «религиозные аристократы» считали свой статус более высоким, чем статус рядовых мусульман завоеванных земель. Претензии влиятельных лиц этого сословия на реальную власть в Мавераннахре не про- слеживаются, однако должность накиба предоставила им большие возможно- сти, начиная уже с X в. 1 Авторитет, духовные и культурные функции саййидов постепенно привели к наделению их образов сакральными чертами. Родство с Пророком, образованность 2 , высокие моральные качества, правильный образ жизни превратили их в объект поклонения. 1 Сурдель Д. Имамитские концепции в начале XI в. в характеристике аш-Шайха ал-Муфида/ Мусульманский мир, 950–1150. М.: Наука, 1981. С. 207. 2 Bernheimer T. The rise of Sayyids and Sadat: he Al Zubara and other Alids in ninth to eleventh century Nishapur // Studia Islamica, No.100/101 (2005). P. 43–69.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=