Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 179 Источниковедение и историография Центральной Азии престол, / Кубок до краев наполнился медом независимости» ( Чу шо ҳ и бому- рувват с ӯ и тахт омад, / Лаболаб ҷ ом шуд аз ша ҳ ди исти қ лол ) . О наследии классической поэзии напоминает и жанровое разнообразие стихов в сборнике. Здесь есть и четверостишия-рубаи ( рубои ҳ о ), и тексты, сти- лизованные под эпос (например, о строительстве Рогунской ГЭС на реке Вахш), и объемная поэма-маснави ( маснав ӣ ) о городе Душанбе, и панегирики-касыды ( қ асида ), очевидно, вдохновленные средневековыми касыдами, прославлявшими шахов. Особенный интерес представляет небольшое стихотворение « Ояд ҳ аме », явно отсылающее к знаменитому « Б ӯ и ҷӯ и М ӯ лиён ояд ҳ аме » («Ветер, вея от Мульяна») Абу Абдаллаха Джафара Рудаки (858–941). По легенде это стихотво- рение Рудаки в свое время заставило саманидского эмира Насра вернуться в сто- лицу — Бухару — после долгого отсутствия. У современного же поэта Зафара Ахмадашах приходит изХатлона ( аз Хутталон ), то есть с родиныРахмона. Слова « б ӯ и ҷӯ и М ӯ лиён» упоминаются и в другом стихотворении (автор—С. Хисори). В нем Душанбе Рахмона сравнивается с Самаркандом и Бухарой саманидских эмиров и даже уподобляется сказочному саду ( бо ғ и Ирам ) . Интересна и символика короны ( то ҷ ), встречающаяся у многих поэтов. Корону с семью звездами ( ҳ афт сипе ҳ р ) можно увидеть и на флаге Таджи- кистана, и на ряде эмблем. Иногда можно встретить этимологию (не призна- ваемую, впрочем, большинством лингвистов), возводящую слово «таджик» ( то ҷ ик ) к « то ҷ ». Еще один популярный мотив: Исмаил Самани — воин и боец ( марди майдон ) и всадник ( савор ). Наконец, отдельного интереса заслуживает использование в новой поэзии идеи фарр а (понятие, возникшее еще в древнем Иране и означающее некую божественную сущность, обладание которой дает право на царскую власть и дарует счастье и могущество) применительно к нынешнему Таджикистану. Джандосова З. А. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Каркаринское (Албанское) восстание 1916 года и его последствия Каркаринское (иначе — Албанское, по названию казахского рода албан , поднявшего его) восстание июля–сентября 1916 считается крупнейшим в цепи массовых волнений казахов и кыргызов Семиречья, последовавших за царским указом о призыве мусульманского населения Туркестана на тыловые работы. Семиреченские восстания, в свою очередь, были частью восстаний, охвативших в 1916 году весь Туркестан. Горная река Каркара, на которой расположен одноименный аул, отделяет кыргызскуютерриториюот казахской в крайнейюго-восточной частиСемиречья.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=