Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

182 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 Секция IV в типичном случае занимает место кубка или чаши в правой руке, тогда как ее, казалось бы, должны были изображать на всех без исключения древ- нетюркских изваяниях. Есть мнение, что изваяние с птицей ставили в память о тех знатных тюрках, которые прославились соколиной охотой (Бернштам, 1952; Симаков, 1998). Охота с ловчими птицами была излюбленным развлечением кочевников с древ- ности и до наших дней. Коксеу-Сабрах упрекал предводителя найманов Таян- хана: «Но ты, хан мой Торлук-Таян, ты больно изнежен. Нет у тебя других ни забот, ни сноровки, кроме птичьей охоты да звериных облав!» (Козин, 1941). Вспомним беседу (возможно, легендарную, но это не меняет сути дела) Чин- гис-хана со своими соратниками и родичами, когда на вопрос великого хана «В чем заключается высшая радость и наслаждение для мужа?» все сошлись во мнении, что это, безусловно, соколиная охота (Рашид ад-Дин, 1952). Представляется, что птица на некоторых изваяниях означала именно охот- ничью птицу, которая сопровождала душу своего хозяина в иной мир и слу- жила для нее своего рода «ангелом-хранителем». Поэтому она занимает свое привычное место на правой руке памятника охотнику-беркутчи. Учитывая, что основной ареал находок изваяний с птицей — Семиречье (Шер, 1966), можно предположить, что традиция изображать птиц шла оттуда и могла быть связана с верованиями коренного (в отличие от тюрков, появившихся там в VI в.) населения. Возможно также, что здесь наблюдаются какие-то отголо- ски древних хорезмийских представлений о душе, покидающей тело в виде голубя (Снесарев, 1969), но не исключено и влияние согдийцев или других ираноязычных народов с их традицией изображать царственный фарр в виде сокола. Итак, можно заключить, что птица на тиаре тюркских вождей из клана Ашина и птица на плите из Ихе-Асхете имеют различную семантику, причем в первом случае, по-видимому, следует отказаться от версии, что она симво- лизирует душу или вообще как-либо связана с душой либо умиранием. Кукина Д. А. (ИИМК, Санкт-Петербург), Сутягина Н. А. (ГЭ, Санкт-Петербург) Коллекция находок из курганов Ноин-Улы (северная Монголия) на выставке в Берлине в 1929 году 1 Раскопки богатых захоронений хунну в горах Ноин-Ула, проведенные второй Монголо-Тибетской экспедицией под руководством П. К. Коз- лова в 1924–1925 годах, сразу же привлекли внимание отечественных 1 Работа выполнена при поддержке РГНФ, грант № 15–31–10162а(ц).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=