Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 251 быразными она не казались, оба они представляют собой закрытое пространство. Только в одном — жизнь кипит, а в другом — правит тишина. Многократно упоминаемый в романе Нил— это символ очищения, чистоты, смывающий вину и уносящий с течением все плохое, воскрешающий в памяти счастливые дни и пробуждающий чувства, символ простора и свободы. Для героя романа Нил — это символ силы, способной вернуть время вспять и оживить сладкие воспоминания. Итак, пространство, изображаемое в романе, имеет две стороны. Одно из них, как было упомянуто выше, место, где происходят основные события, непосредственно связанные с жизнью главного героя – шаха и обыкновенного человека (дворец и больница), второе же — отражение эпохи, социальной жизни и жизни самого писателя, средство передачи размышлений о ценно- стях, жизни и смерти. Например, описываемые в произведении египетские пирамиды, река Нил предстают перед читателем не только как памятники, посещаемые туристами, но и как воплощение философских мыслей писа- теля о жизни и смерти. Время в романе полностью теряет границы и измерение. В таких рамках писатель имеет возможность детально описать интересующий его историчес- кий период. Исходя из своего творческого замысла, он может описываемое пространство расширить до «размеров земного шара» или, наоборот, сжать до рамок одной маленькой комнаты. Главная и важная особенность художествен- ного пространства и времени заключается в том, что отражение пространства и времени имеет свое эстетическое содержание и конкретную цель. Суворов М. Н. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Повествовательная манера как основная сфера эксперимента в современной арабской прозе С конца 1980-х годов стремление многих арабских прозаиков к выработке особой индивидуальной манеры повествования становится фактически их творческой сверхзадачей, оставляющей на заднем плане привычные функ- ции художественной литературы: эстетическую, гносеологическую, гедо- нистическую и пр. Наиболее заметной эта тенденция становится в рамках идейно-художественного направления, получившего среди западных лите- ратуроведов-арабистов название «поэтический модернизм», сущностью которого является изображение субъективной реальности при помощи языковых средств, присущих поэзии. Крайними формами этого поэтиче- ского модернизма можно считать тексты, содержание которых читателю не более понятно, чем их общий смысл, такие, например, как рассказы эмира- ток Мирйам Джум‘а Фарадж и Су‘ад Зайед аль-‘Арими, повесть «Дизель» Литература стран Азии и Африки

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=