Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 255 реальные исторические события, факты из жизни суфийского богослова и идеи его учения с художественным вымыслом, заставляя ожить далекую историче- скую эпоху и ее выдающегося деятеля. Бесспорно, «Маленькая смерть»—яркий пример исторического романа, в котором полно отражены основные черты этого жанра. Успенская Н. А. (МГИМО(У) МИД РФ, Москва) Роль символа в формировании художественного образа у современных египетских прозаиков В начале прошлого столетия в египетской литературе происходит зарождение современных литературных направлений. На всем протяжении первой половины века шло становление реализма, основы которого были заложены практически во всех жанрах. Одновременно происходит разви- тие арсенала художественных приtмов, используемых молодыми авторами в своих произведениях. Важное место среди этих приемов занимают обра- зы-символы. В искусстве и литературе дореалистического периода символ часто был единственным доступным художнику средством. В результате же овладе- ния способами реалистического изображения роль символа существенно меняется, он превращается из единственного в один из многих. В реалисти- ческом искусстве сфера применения «прямых» форм расширяется, а сфера иносказательных, в частности символа, сокращается. Художник-реалист прибегает к нему вследствие соответствия символического способа выраже- ния его художественным намерениям в каком-то особом случае, когда только он «позволяет через предметный или словесный образ передать многозначную, жизненно-универсальную идею, не поддающуюся иному, отвлеченно-логиче- скому выражению; этим, как принято считать, символ отличается от аллего- рии — условной, произвольной иллюстрации однозначного тезиса» 1 . Уделяя внимание детализированному, правдивому изображению быта своих героев, условий их частной жизни, писатели вместе с тем пытались нащу- пать общие закономерности. Для этого они прибегали к символу, который не являлся для них самоцелью, а давал возможность углубить содержание, обоб- щить какое-то явление, достичь определенной масштабности. Характерным примером такого подхода является рассказ Яхьи Хакки «Медная кровать» 2 . Образ кровати в произведении играет значительно более важную роль, чем 1 Фридлендер Г. М. Поэтика русского реализмаю. Очерки о русской литературе. Л., 1971. С. 121. 2 Живи Египет. Сб. рассказов. М., 1973. Литература стран Азии и Африки

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=