Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

258 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 выясняется, что современная наука — прямая наследница магии (научные звания происходят от родоплеменных титулов, отражающих статус, церемо- ния выпуска из вуза — трансформированный обряд инициации). Роман стро- ится на взаимодействии художественных ракурсов: цивилизованное сознание осмысляет мифологическое и переосмысляется в сопоставлении с ним. Остров Ниас является одним из немногих индонезийских территорий с ярко выраженной мегалитической культурой. Характерно, что большинство менгиров и антропоморфных каменных фигур создаются уже начиная с коло- ниальной эпохи, с XVII в., и постоянно подвергаются вторичной архаизации (новые статуи умерших наделяются функцией оберегов и первопредков рода). Пиры и предшествующий им забой свиней как рудимент великого жертвопри- ношения, ритуальное исполнение местного фольклора постепенно исчезают. Однако мегалитическая культура живет, продолжает сохранять связь времен. Актуальность романа определяется именно этой идеей необходимости пере- дачи современникам и будущим поколениям древней культуры малых народов, исчезающей под натиском глобализации. Халлиева Г. И. (Узбекский ГУ мировых языков, Ташкент) Микрокомпаративистика и сравнительные этюды российских востоковедов XX века благодаря настойчивости и энтузиазму российских востоковедов как А. Н. Самойлович, А. Н. Кононов, С. Н. Иванов, Е. Э. Бертельс, В. М. Жирмун- ский, Н. И. Конрад, Г. Ф. Благова, И. В. Стеблева, Н. Н. Телицин, А. И. Пылев была проделана значительная научная и научно-организационная работа по изучению творчества классиков тюркского мира. Объем изданных и нереализованных трудов по тюркской литературе свидетельствуют о сборе и анализе ценных сведений, имеющих важное зна- чение для науки. Но до сих пор существует множество неизученных лакун в научно-исследовательской деятельности российских тюркологов. Изучение эволюции взглядов российских ученых XX века — новый и актуальный вопрос современной компаративистики. «Компаративистиче- ская методология анализа научной реальности предполагает классификацию объектов сравнения по двум основным признакам масштабности. На уровне микрокомпаративистики предметом сравнения могут быть тексты отдельных ученых (с точки зрения эволюция взглядов); тексты разных ученых для прояс- нения их взглядов на одну и ту же проблему. На уровне макрокомпаративистики сравниваются концепция школ и направлений науки» 1 1 Котенко В. П . Компаративистика новое направление методологии анализа научной деятельности и развития науки // Библиосфера, № 3, 2007. С. 21–27. Секция VI

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=