Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

266 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 блемами, а во-вторых, эффектом узнавания, обилием «примет времени», ярких бытовых деталей. Определяя типичного героя писателей хинди новой волны, следует ука- зать на то, что их характерные черты являются общими не только для самих героев, но и для их авторов, а во многом и для читателей подобной литературы, поскольку все они — выбирающие свой жизненный путь студенты колледжей или молодые профессионалы, мобильные, настроенные на карьеру, занима- ющие активную жизненную позицию, ироничные, смелые в своих оценках, редко оглядывающиеся на авторитеты и традицию, однако, не вступающие с ними в полемику. Как правило, рассказы и романы этого направления строятся на описании ситуации, вполне обыденной, но часто курьезной, образы же героев раскрыва- ются слабо, отсутствуют психологическое развитие и мотивировки, в резуль- тате чего повествование больше всего напоминает классическую комедию положений на новый лад. У писателей хинди нового поколения, очевидно, нет амбиций войти в исто- рию литературы в качестве классиков, скорее, своим творчеством они выпол- няют целый ряд актуальных для сегодняшней Индии задач в большей степени социального, нежели художественного характера. Что же касается их героя, вследствие этого он, с одной стороны, оказывается вполне конкретным—моло- дым, образованным жителем мегаполиса с позитивным жизненным настроем и активной позицией, но с другой — весьма обезличенным, собирательным «индийцем нового поколения». Шуйская Н. М. (МГИМО(У) МИД РФ, Москва) Два романа — два документа эпохи (роман Синана Антуна «О Мария» и роман Ахмада Саадави «Франкенштейн в Багдаде») Первый роман вошел в короткий лист Арабского Букера-2013, а второй стал призером этого престижного конкурса в 2014 г. Поэтому оба они хорошо известны в арабском мире, а «Франкенштейн», по правилам конкурса, был оперативно переведен на английский и таким образом вышел на более широ- кую читательскую аудиторию. Обращение иракских писателей С. Антуна и А. Саадави к событиям недавнего прошлого (действие первого романа происходит в 2010 г., а вто- рого — в 2005 г.) продолжает писательскую традицию откликаться в своих произведениях на актуальные социально-исторические проблемы, присущие данному времени. Именно образ современной эпохи стал тем центральным художественным образом, к которому стягивается круг волнующих обоих авторов общественно-политических проблем. Иракским прозаикам важно показать, что новая эпоха разительно отличается от прошлой: она знаменует Секция VI

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=