Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 347 Источниковедение и историография  ислама в России Расулева, а так же его успехи на педагогическом поприще вполне вероятно, что он решил оптимизировать эти знания и, систематизировав их, выпустить в виде учебника — настольной книги суфия. Единственный способ подтвердить эту гипотезу — активный поиск других автографов Расулева в архивах России. Шаблей П. С. (КФ ЧелГУ, Челябинск) Между традиционализмом и рационализмом: фетвы ахуна Гумара Караша во Внутренней казахской орде (начало ХХ века) Гумар Караш (1875–1921) —известный казахский общественный и религи- озный деятель, автор ряда работ по различным вопросам шариата, актуальным проблемаммусульман Российской империи начала ХХ в. Был сторонником идей мусульманских реформатов: Мухаммада Абдо и Джемаль ад-Дина аль-Афгани. С этой точки зрения Гумар Караш выступал с позиций рационализма и стре- мился адаптировать некоторые религиозные традиции казахов к пониманию того, что Мухаммад Абдо называл «знание и польза». С 1913 по 1915 гг. Гумар Караш был ахуном 1 волости Таловской части Внутренней орды. Обладая значительным влиянием на казахов, он выпустил несколько фетв. Обращаясь к источникам мусульманского права, Гумар Караш объявил обряд совершения  фидии (выкуп) в казахском контексте и прак- тику бедель-хаджа ( бәдел-хаж ) недозволенным новшеством ( бид’а ). Его действия встретили серьезное возмущения среди других казахских имамов и влиятельных людей. С просьбой разъяснить значение фетв на предмет их соответствия шариату, противники Караша обратились в Оренбургское маго- метанское духовное собрание (ОМДС). Анализ данных фетв произвел кади Гинаятулла Капкаев, который выступал с позиций умеренного консерватизма и критикой исламского рационализма. Он вынес заключение, что фетва ахуна Гумара Караша на запрет бедель-хаджа не соответствует основным риваятам ахл ас-сунны , а ее основные положения ближе к идеям мутазилитов. Таким образом, разногласия между Г. Капкаевым и Г. Карашем фактически отразили контекст идейных дисскусий мусульманских интеллектуалов Российской импе- рии конца XIX — начала ХХ вв. Используя свое влияние и петиции казахов, Г. Капкаев в 1915 г. все же добился смещения Г. Караша с должности ахуна. С другой стороны, интерес представляет и сам язык фетв как юридического документа. Эта перспектива позволяет поставить ряд интересных вопросов: Для какой аудитории писались фетвы Г. Караша и Оренбургского магометан- ского духовного собрания? Каким образом фетвы использовались как инстру- мент идеологического противостояния? Почему некоторые казахские улемы выпускали фетвы без согласования с ОМДС?

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=