Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

348 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 Секция IX Шихалиев Ш. Ш. (ИИАЭ, Махачкала) Дискукуссии о «ваххабизме» в дагестанских арабоязычных письменных источниках советского периода В отечественной литературе постулируется тезис о том, что идеи ваххабизма начали широко распространяться в конце советского периода. Вместе с тем, дагестанские арабоязычные рукописи показывают, что термин «ваххабизм» впервые появляется в сочинениях дагестанских авторов во второй половине XIX века, причем описываемые события были тесно связаны с избранием Шамиля в качестве имама Дагестана и Чечни в период кавказской войны XIX века. В дальнейшем термин «ваххабизм» широко используется и обсужда- ется в местных арабоязычных источниках. Это было связано с развитием идей мусульманского реформаторства на Кавказе, сторонники которого помимо про- чего критиковали устоявшиеся в среде мусульман России некоторые правовые и обрядовые практики, равно как и сами подходы в теории мусульманского права. Любопытно, что вся дискуссия по поводу «ваххабитов» была больше характерна для советского периода. Одно из первых произведений этого периода является сочинение «Ответы ал-‘Асали на ваххабитский вздор ал-Харакани», что представляет собой ответ дагестанского суфийского шейха Мухаммада ал-Асали на критику со стороны дагестанского реформатора Абд ар-Рашида ал-Харакани. О ваххабитах писала также и местная арабоязычная мусульманская пресса в 1925 году. В дальнейшем эта дискуссия о ваххабитах развернулась в арабоязычной полемике между другими дагестанскими учеными — Назиром ад-Дургили и Йусуфом ал-Джунгутий. Первый из них выступает с критикой фанатичной приверженности дагестанцев и татар шафиитской или ханафитской традиции и призывает расширить границы иджтихада. Йусуф в ответном сочинении пишет, что призыв к иджтихаду и критика правовых школ является призна- ком ваххабитов. При этом он проводит последовательность «еретических» идей ваххабизма начиная с арабского ученого Ибн Таймийи и далее вплоть до Мухаммада б. Абд ал-Ваххаба, а также египетских реформаторов Джамал ад-Дина ал-Афгани, Мухаммада Абдо и Рашида Рида, которых ал-Джунгутий также считает ваххабитами. На эту критику Назир ад-Дургили вновь написал сочинение, где отмечал, что в исламе нет такого течения как «ваххабизм», и что известные события, которые произошли между жителями Неджда и египтянами в период Мухаммада-Али паши—это всего лишь политический конфликт. Эта дискуссия проходила в течение 7 месяцев в 1928 году. В дальнейшем дебаты о ваххабизме и джадидизме возобновились в послевоенный советский период. Один из сотрудников Духовного управления мусульман Северного Кавказа Абд ал-Хафиз Умаров (1914–2002) в 1949 г. Написал сочинение с критикой

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=