Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

374 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 XI. Круглый стол Неоднозначность и разноправленность целей академических и околонаучных кругов в Узбекистане порождает усиление больше локальных, чем общереги- ональных идентичностей. Так, один из региональных историков М. Ш. Усмонов пишет о племени кунгратов, что они являются «одним из крупных субэтнических компонен- тов в составе узбекского народа». Также он выделяет кунгратов из состава узбекского народа и ссылается на общетюркскую идентичность, когда пишет, что «кунграты, будучи неотъемлемой частью узбекского, каракалпакского и казахского и др. народов, занимают особое место в общетюркской куль- туре». Также исследователь отмечает, что кунграты сохранили свой язык и самобытность и живут по традициям своего племени, а не по «общенацио- нальной идее», сконструированной ташкентскими историками и идеологами нациестроительства. Это свидетельствует о том, что жители южных районов Узбекистана (Сур- хандарья, Кашкадарья, Бухара), которые по-прежнему являются в основном скотоводами и земледельцами, сохранили свою идентичность и этничность, несмотря на все старания республиканских элит. «Идеологический» плюрализм усиливает разницу между областями в Узбекистане и мешает созданию единой идентичности для построения национального демократического государства. Борисова А. А. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Система иэмото в современной Японии Система иэмото является организационной системой школ традиционных японских искусств, а сам термин « иэмото » можно перевести как «Глава дома». Это не случайно: своей структурой данная система напоминает традиционную семью, где иэмото исполняет функции главы рода, обладая при этом исключи- тельными правами, такими как обладание всеми секретными знаниями школы, внесение изменений в правила, наделение выдающихся учеников правом на преподавание и т. д. Благодаря строгой иерархической структуре и жестким правилам, следовать которым был обязан каждый обучающийся, даже самые крупные школы успешно контролировали большие массы учеников, и это было замечено властями в период Эдо (1603–1867). Система иэмото стала одним из элементов контроля над населением, а крупные школы пользовались благосклонностью и поддержкой властей. В период Мэйдзи (1868–1912), когда в Японии стремительными темпами шла модернизация по европейскому образцу, интерес к традиционным искус- ствам был потерян, и многие иэмото были вынуждены буквально бороться за выживание своих школ. Однако в начале ХХ века японцы вновь обратились к своим исконным ценностям, что поспособствовало восстановлению пре-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=