Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

376 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 XI. Круглый стол Бочаров В. В. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) О «традиционализме» Востока и стратегиях его изучения (к теоретическому наследию Д. А. Ольдерогге и Н. М. Гиренко) Актуальность . Проблема традиции/традиционализма попала в центр вни- мания науки в 60-х — начале 70-х гг. ХХ в. в рамках неоэволюционистской теории модернизации, представлявшей движение государств Востока к «циви- лизации» через борьбу «традиции» и «модерна». Поначалу победа «модерна» не подвергалась сомнению, но, уже в 1980-х, исходя из сложившейся в данных странах общественно-политической практики, заговорили о необходимости «сочетания традиции и модерна», о «модернизации традиционализацией» и т.п. Развал «социалистической системы» вроде бы подтвердил истинность эволюционистских воззрений, однако, как выяснилось, «конец истории» не состоялся. Вновь обрели силу «архаические» социальные и идейные формы бытия (клановые, племенные, кастовые образования, религии), что сегодня связывается с неотрадиционализмом. С закатом моды на постмодернизм с его скептицизмом к прогрессу , эволюции , развитию , налицо потребность в осмыс- лении эволюции Востока. Восток и «колониальное общество» . Д. А. Ольдерогге в начале 70-х выдви- нул положение о «колониальном обществе как особом типе развития» 1 . Дока- зывалось, что социальные реалии государств Востока (на примере Африки) нельзя отождествлять с «традицией», т.к. традиционные (доколониальные) формы существования были кардинально преобразованы европейцами в коло- ниальное время. Даже, если политика европейцев (англичан) была направ- лена на сохранение прежних форм, на самом деле, она представляла собой «конструирование традиции», т. е. привлечением этнокультурных символов для обозначения новаций в интересах управляющих. Первоначальный успех «косвенного управления», объясняется нечувствительностью архаического создания к различению содержания и формы. Однако, впоследствии конфликт культуры с ее общественным содержанием стал очевидным для населения, в результате первоочередным актом правительств по обретении английскими колониями независимости была, например, отмена института «традиционного вождя». Н. М. Гиренко, в свою очередь, справедливо подверг критике использование антропологами/социологами понятия «традиция», отождествляющих с ней «старое, архаичное, примитивное». Традиция обретает конкретно-научный смысл только в рамках дихотомии «традиция-новация», их соотношения 1 Ольдерогге Д. А . Колониальное общество — этап в этническом развитии Тропи- ческой Африки. Постановка проблемы // Д. А. Ольдерогге. Эпигамия. М.: Наука, 1983. С. 181–190.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=