Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

382 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 XI. Круглый стол жанрах, воспинимали их как неотъемлемую часть китайской культуры и посему стремились привнести в них то, что было им известно об историческом и куль- турном прошлом своей страны. Писчурникова Е. П. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Традиционный жанр газели в современной афганской литературе на пашто (на примере поэтических сборников Пир Мохаммада Карвана) Пир Мохаммад Карван (род. 1959 г.) — один из ведущих представителей современной литературы Афганистана, чье творчество на сегодняшний день представлено четырьмя поэтическими сборниками («От вечера до вечера», «Чинара говорит», «Ладони феи», «Золотые крылья»), двумя сборниками коротких рассказов («От нарцисса к нарциссу», «Человек, идущий к горе») и книгой воспоминаний («Карван говорит»). Стихотворные сборники Карвана включают произведения в традиционных жанровых формах, среди которых преобладают газели, а также свободные стихотворения без рифмы, получив- шие распространение в афганской поэзии XX в. Газели Карвана сохранили все формальные признаки данного жанра: традиционную рифмовку (aa ba ca da и т. д.), редиф и маркировку последнего бейта ( макта‘ ) с помощью имени автора ( тахаллус ). Для большинства газелей также характерны традицион- ная любовная тематика и поэтические средства, выработанные мастерами афганской классической литературы. Среди газелей Пир Мохаммада Карвана встречаются произведения, которые посвящены острым вопросам современ- ного афганского общества («Крик беженца», «Пороховой ад», «Руки мигранта» и др.). Однако и в газелях любовной тематики Карван наполняет традиционные формы новым содержанием, отражающим мысли и чувства его современников. Поэт органично сочетает современную и традиционную лексику, использует устойчивые метафоры и сравнения классической афганской поэзии, которые создают дополнительный смысловой контекст поэтического высказывания. Почти все произведения в жанре газели четырех стихотворных сборников поэта имеют названия, что не характерно для классической литературы, чаще всего это ключевое слово или словосочетание из первого бейта ( матла ‘), в неко- торых случаях из последнего ( макта ‘), иногда название совпадает с редифом. Возможно, это связано с тем, что в структурном отношении большинство газелей Карвана монотематичны, все бейты произведения служат раскрытию заданной темы, тогда как для классической газели на пашто характерна дезин- тегрированность бейтов. Поэзию Пир Мохаммада Карвана отличает особая музыкальность и лирич- ность, что выделяет ее на фоне произведений других современных афганских

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=