Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 383 «Традиционализм и Восток» авторов. Популярность и литературные достоинства газелей Карвана служат подтверждением жизнеспособности традиционных жанров в рамках совре- менной афганской поэзии. Саврилова Н. С. (СПбГУПТД, Санкт-Петербург) Межкультурная коммуникация как способ освоения чужой культуры Сложность вступления в диалог с представителем иной культуры, боязнь быть неправильно понятым и другие подобные трудности коммуникативного взаимодействия являются барьерами, с которыми сталкивался каждый человек при погружении в другую культуру. Причем подобные барьеры возникают как на неформальном уровне, так и в деловой сфере, являясь, порой, серьезным препятствием при проведении деловых встреч и переговоров на международ- ном уровне. Поскольку современный этап развития общества характеризуется расши- рением контактов между различными странами, их народами и культурами, вопрос о культурной самобытности и культурных различиях становится особенно актуальным, также как и умение проникать в межкультурный ком- муникативный дискурс. При отсутствии таких компетенций люди чаще всего общаются с носителями иной культуры и оценивают их на основе собственных национальных норм, что особенно затрудняет коммуникацию между предста- вителями разных культурных сфер. Психологам известно, что поводом для межгрупповых противоречий и конфликтов является ингрупповой фаворитизм, т. е. благосклонное отношение к своей группе в ущерб другой. В этой связи партнерам важно осознать не сходство между собой, а различия, потому что все трудности межкультурной коммуникации проистекают именно из-за неприятия межкультурной разницы. Один из крупнейших специалистов по межкультурной коммуникации Милтон Беннет предложил модель освоения чужой культуры, которая включает в себя этноцентристские этапы (отрицание, защита, умаление) и этнорелятиви- стские этапы (признание, адаптация, интеграция) 1 . Переход от этноцентризма к этнорелятивизму идет через смену парадигмы, от абсолютизма к релятивизму. В основе этнорелятивизма находится предположение, что поведение человека можно понять только исходя из конкретной культурной ситуации, что у куль- турного поведения нет стандарта правильности. Другими словами, культур- ные различия — это и не хорошо, и не плохо, они просто есть, а разные типы 1 Bennett M. J . (1986). A developmental approach to training intercultural sensitivity. in J. Martin (Guest Ed.), Special Issue on Intercultural Training, International Journal of Intercultural Relations. Vol. 10. No. 2. 179–186.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=