Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

384 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 XI. Круглый стол поведения бывают приемлемыми или неприемлемыми только в конкретных социокультурных условиях. По нашему мнению, этноцентризм как свойство этнического самосозна- ния воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы как главной по отношению к другим и является одним из основных препятствий для понимания пар- тнеров по бизнесу и общению, что резко снижает договороспособность обеих сторон. Почему же именно через межкультурную коммуникацию можно прео- долеть этноцентризм и выйти на этнорелятивистский этап освоения куль- туры? Как говорил Конфуций, знаки и символы правят миром, а не правила и законы. Межкультурная коммуникация предполагает знание инокультурного коммуникативного кода, т. е. прежде всего языка, норм и правил поведения (поведенческого кода), психологии и менталитета (психоментального кода) и пр. Наиболее эффективным методом овладения навыками новой культуры могут быть специально организованные коммуникативные тренинги. Их назначение заключается в том, чтобы снять, прежде всего, психологические трудности приспособления к иной культуре. В основе тренинговых методик лежат наблюдения, по результатам которых можно сделать вывод, что суще- ствует связь между освоением культуры и личностным ростом. Поэтому предполагается, что люди, ощущающие себя комфортно более чем в одной культуре, интеллектуально и эмоционально более удовлетворены жизнью, чем монокультурные личности. Исходя из вышеизложенного, делается вывод о возможности принятия практических мер для снижения этноцентризма в целом и об эффективности подобных тренингов для подготовки человека к межкультурным контактам в частности. Сергеева А. Ю. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Политическое преемничество в странах Африки южнее Сахары Феномен политического преемничества последнее время все более при- влекает внимание исследователей. В работах, посвященных данному вопросу, преемничество определяется по-разному. Как правило, это особая модель воспроизводства власти, которая по своей природе связана с неопатримони- ализмом (типом господства, при котором формальная рационализация поли- тических практик сосуществует с политическими практиками традиционного типа господства). Преемничество часто обнаруживается в авторитарных и тоталитарных режимах (в основном как власть семьи, клана или партии), в государствах

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=