Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

386 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 XI. Круглый стол Тропникова А. Д. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Республика Кения: «Демократический» процесс сквозь призму антропологического подхода Традиционализм — одна из характерных особенностей восточных обществ — это обращение к традиции, регламентирующей жизнь социума и каждого отдельного индивида на основе принципа «жить так, как завещали предки». Наиболее заметны черты традиционализма в новых «демократиях» Востока, в том числе в странах Африки. Это связано с тем, что, в отличие от Запада, общественное развитие которого порождало адекватную ему культуру (политическую, правовую, экономическую и т. д.), упомянутые выше страны Азии и Африки, не имея соответствующей почвы, заимствовали западную культуру, в надежде, что она «подгонит под себя» общественнополитический контекст. Здесь речь идет о соотношении понятий Культура и Общество, о котором говорил Н. М. Гиренко. В своих работах он выделил триаду природа — обще- ство — культура . Общество у него мыслится как некая абстракция, рассма- триваемая в качестве универсалии и развивающаяся в историческом процессе от простого к сложному. Культура, в свою очередь, предстает как реализация конкретного общественно-исторического бытия, она всегда индивидуальна, так как ее характеризуют не только социально-экономические факторы, но и ряд других: демографический, климатический, географический. Однако культура менее динамична чем общество, она изменяется намного медленнее. Поэтому даже в социально-экономически развитых обществах можно найти следы архаики. Таким образом, при анализе «периферийного (парадигма «Культура») развития», внимание исследователя направлено на изучение особенностей взаимодействия между традиционный обществом и западной культурой 1 . Проявления традиции можно обнаружить во всех сферах жизнедеятельно- сти общества от политического управления и властных отношений до куль- турных реалий и духовной жизни. Во многих регионах Востока наблюдается возрождение прежних форм духовной культуры: вновь набирают силу религии, в т. ч. в своих архаических формах, таких как культ предков, шаманизм, ани- мизм. В социально-политических практиках видим больший крен в сторону клановой или племенной идентичности (в частности в Африке), трайбализм и непотизм (кумоство), являющиеся одним из проявлений неотрадиционализма, характерного для современных восточных обществ и т. д. 2 1 Бочаров В. В. «Революция» в общественно-политическом развитии Востока // Журнал социологии и социальной антропологии «Цивилизационная динамика совре- менных обществ». Т. 15. № 6 (65). 2012. С. 213–221. 2 Бочаров В. В. Родство в политико-правовых отношениях современных государств // Алгебра Родства. Вып. 14. СПб., 2013. С.  84–103.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=