XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Источниковедение и историография Арабских стран к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 121 версиях Ибрахим б. Башшар появляется как слуга Ибрахима б. Адхама. В связи с отсутствием критических изданий поздних пространных версий жития Ибрахима, следует признать более детальные выводы делом будущего. Блондин В. Н. (ВФ СПБГУ, Санкт-Петербург) Фольклорные составляющие в арабском средневековом историческом сочинении (на материале позднесредневековой йеменской хроники XVII в. «Известия современников по истории Йемена») Для авторов средневековых арабских исторических сочинений всегда был актуален вопрос о привлечении фольклорных составляющих хроники не только как источника сведений исторического характера в виде материалов, преданий и легенд, существовавших в устной традиции, но и как элемент литературной стилистики исторической хроники. Фольклорные составляющие текста исторической хроники обнаруживают значительное разнообразие и в стилистическом, и в содержательном аспектах. Следует выделить два способа введения фольклорных составляющих в текст хроники: 1) Прямое цитирование авторомфольклорных источников (пословицы, поговорки и афоризмы); 2) Включение автором в текст хроники фольклорных сюжетов как из письменных источников со ссылкой на авторов разного рода сочинений, так и разнообразного литературно-фольклорного материала в автор- ской передаче. Здесь находят место и афористические выражения из Корана и Библии, и фольклоризация популярных литературных сюжетов, например: 1. Легенды, связанные с житием пророка Мухаммада (эти легенды можно отнести к типу «религиозных легенд»); 2. Истории, связанные с деяниями арабских халифов и их наместников в Йемене; 3. Сюжеты, относящиеся к кахтанидскому историко-эпическому преданию (например, о появлении в Северной Аравии кахтанидских племен в связи с раз- рушениемМарибской плотины, или рассказы о древних погребениях Йемена); 4. Предания об исламизации Аравии (например, о добровольном принятии йеменцами ислама и о разрешении им не платить «харадж»); 5. Предания о «лжепророках» и «самозванцах» (например, предание оМусай- лиме—«лжеце»изЙемена и«лжепророчице»СаджжахпопрозвищуУммСадир); 6. Топонимические предания, к которым можно отнести сюжеты о таин- ственном острове Сокотра, населенном чародеями-христианами, который исчезал всякий раз, как к нему пытались приблизиться корабли чужеземцев; 7. Сюжеты, связанные с землетрясениями, наводнениями и другими подоб- ными явлениями природы;

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=