XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Секция II 120 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки описания встречаются начиная с XIII века — время появления персоязыч- ного Тазкират ал-аулийа’ ‘Аттара (ум. в 1230). Позднее они обрели большую популярность, что отразилось на появлении ряда версий, особенно на востоке мусульманского мира — на персидском, тюркских, урду, малайском. Именно в это время житие расширяется за счет сюжетов, связанных с отцом Ибрахима, а позже—и с его сыном. Наиболее репрезентативными памятниками являются следующие: стихотворная и прозаическая арабская версия Дарвиша Хасана ар-Руми (ум. после 1556) переведенная с турецкого, его сокращенная версия, принадлежащая перу Ахмада б. Йусуфа Синана ал-Карамани (ум. в 1610/11), два малайских повествования ХикайатСултан Ибрахим (к. XVII в.) и Хикайат Султан Ибрахим ибн Адхам Шайха (втор. пол. XVIII в.) Шайха Абу Бакра из Хадрамаута, наиболее хорошо изученные на настоящий момент, поэма на урду Кисса-йи Гулзар-и Ибрахим Мухаммада Абу-л-Хасана, персидская поэма Абд ал-Латифа Балхи, а также наиболее поздняя — узбекская Киссайи Иброхим ибн Адхам , написанная в форме дастана , несколько раз изданная в виде лито- графий в начале XX века. Рукопись из арабского собрания Фирковича Араб. II 18 РНБ представляет собой уже оформленную версию легенды об Ибрахиме б. Адхаме. Помимо прозаического текста она включает пространные стихотворные фрагменты. Текст датируется XVII веком и включает 4 листа. Согласно легенде, получив- шей повсеместное распространение по всему мусульманскому миру, принц Балха Ибрахим б. Адхам покинул дом и семью, узрев несправедливость этого мира. Уцелевший фрагмент повествует о сыне подвижника и начинается с описания его взросления, когда тот стал водить знакомство с мистиками (дословно—«людьми любви» ахл ал-махабба ). Подросший юноша спрашивает у матери о судьбе своего отца и, узнав, что тот оставил семью, посвятив себя Богу, решает последовать за ним. Мать всячески удерживает сына, умоляя не покидать ее. Сжалившись над ней, юноша остается дома до ее смерти. Похо- ронив родительницу, он удаляется от людей и пускается на поиски отца. Босым юноша странствует, ночуя в обителях и мечетях. Пристанищем ему служат даже мусорные кучи, с которых он проповедует. Наконец юноша попадает в Мекку, где неделю предается подвижничеству и благочестивой скорби. Там происходит встреча с отцом. Ибрахим б. Адхам замечает незнакомого юношу, совершавшего обход Ка’бы, и смотрит на него, не в силах оторвать взора. За это его осаживает некий старец по имени Ибрахим б. Башшар. На этом фрагмент обрывается. Легенда, зафиксированная в данном фрагменте, перекликается с рядом агиографических памятников, содержащих пространную историю Ибрахима и его сына. Особо в этом плане привлекает внимание легенда, зафиксированная ан-Нувайри в Китаб ал-илмам (вторая половина XIV века), демонстрирую- щая наиболее тесную сюжетную схожесть. Именно в ней содержится рассказ о смерти матери и о скитаниях сына Ибрахима в поисках отца. В некоторых

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=