XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Секция II 154 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки против ислама, а с другой— за несколькими исключениями—почти абсолют- ного незнания языка и культуры побежденных. Этих двух причин более чем достаточно, чтобы объяснить, почему многие факты были искажены, а также того, что возникали легенды о воображаемых событиях, которые никогда не имели места в действительности... 1 Настоящая работа пытается объяснить малое количество арабских источ- ников, связанных с историей падения Гранады и обстоятельствами жизни мусульман под христианским господством после 1492 г. Основными типами источников на арабском языке, которыми располагает исследователь для изучения истории указанного периода, являются следующие: • исторические; • религиозные; • литературные; • корреспонденция. Современный историкМухаммад ʽАбдаллах ʽИнан выделяет основные фак- торы, которые могут объяснить малое количество арабских источников и мол- чание «исламского исторического нарратива». 2 Таковыми являются подавление литературных и интеллектуальных движений на завоеванной мусульманской территории, падение внимания к историографии и, в особенности, политика преследования побежденных мусульман, которая привела к исчезновению существовавших рукописей и документов, большое количество которых было сожжено и бесследно утрачено. Нельзя игнорировать и психологический фактор: то влияние, которое оказали произошедшие события на испанских мусульман. Падение Гранады и окончательное «исчезновение ал-Андалуса» представляли собой великую трагедию для побежденных мусульман, и их «память об этом превратилась в коллективную травму» 3 . Таким образом, историки, бывшие непосредственными очевидцами про- исходящего, «столкнулись с трудной задачей повествования о тех ужасных событиях, и потребовалось два века ожидания, прежде чем Ахмад ал-Маккари собрал большую часть материала, который был доступен в его время, чтобы написать свои работы» 4 . 1 Del Moral, Celia. La última misiva diplomática de al-Andalus: la risala de al-'Uqayli, enviada por Boabdil al sultán de Fez en demanda de asilo. En el epilogo del islam andalusi: la Granada del siglo XV. Granada: al-Mudun, 2002. P. 201. 2 Инан, Мухаммад Абдаллах. Давлат ал-ислам фи-л-Андалус. Ал- ʽ аср ар-раби ʽ : нихайат ал-Андалус ва тарих ал- ʽ араб ал-мутанассирин. Каир, 1997. Изд. 4. С. 309. 3 Lуpez de Coca Castaсer, Jose Enrique. La conquista de Granada: el testimonio de los vencidos // Norba. Revista de Historia . Vol. 18 (2005). P. 33. 4 Del Moral, Celia. La última misiva diplomática de al-Andalus. P. 202.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=