XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Источниковедение и историография Османской империи и республиканской Турции к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 167 лась митингами и судебными делами за попытку подрыва конституционного строя и нарушения принципа лаицизма. При этом отдельные исламские общины ( джамаат ) и наиболее консервативные мусульмане страны стали обязывать женщин носить черный чаршаф — одеяние свободного кроя, открывающее только руки и лицо. В частности, чаршаф надела сама Шенер, после того как вышла замуж за представителя джамаата Исмаилага. С 2000-х гг. новые консервативные власти Турции постепенно добились снятия запретов на хиджаб в публичном пространстве, и он утратил свое поли- тическое значение как символ противостояния светским (безбожным) властям. Однако хиджаб продолжает оставаться фактором религиозной мобилизации, поскольку его форма порождает полемику, маркируя и подкрепляя конкуренцию различных исламских групп. Чаглайан Е. Х., Чаглайан Э. Х. (ГУ им. Алп Арслана, Муш, Турция) «Шарафнаме» Шараф Хана Бидлиси — ценный источник по истории Османского государства Один из ценнейших источников по истории Ближнего и Среднего Вос- тока — «Шарафнаме» Шараф хана Бидлиси и сегодня не потерял своего науч- ного значения. В нем, особенно во втором томе книги («Хатиме»), детально отражена история Османского государства и соседствующих с ним стран периода XIII–XVI вв. Полное название второго тома книги — « Дар байан-и ахвал-и салатин-и хишмат-аййин-и ал-и Осман ва падшахан-и Иран ва Туран ки муасир-и ишан буде-анд » — «История отмеченных великолепием султанов рода Османа и государей Ирана и Турана, что были их современниками». Он охватывает трехсотлетний период— со времени воцарения Османской династии до конца XVI века. К сожалению, в отличие от основной части «Шарафнаме», посвященной истории курдов, «Хатиме» изучалось и привлекалось исследователями гораздо меньше. Впервые произведение было полностью переведено на русский язык и детально изучено известным российским востоковедомЕ. В. Васильевой, веду- щим научным сотрудникомИнститута Восточных рукописей РАН (Санкт-Петер- бург), которая большую часть своей жизни посвятила изучению «Шарафнаме». Как известно, Шараф хан Бидлиси происходил из старинной семьи глав курдского племени рузаки, потомственных правителей города Бидлиса, которые считали себя потомками Сасанидов. Он родился в 1543 году в городе Карахруде в Западном Иране. В начале своей политической карьеры и до 1578 годаШараф хан Бидлиси служил Сефевидам, а после 1578 года — Османскому государ- ству. Во время написания «Шарафнаме» Шараф хан Бидлиси был вассалом

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=