XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Секция IV 170 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки После снятия ограничений на политическую деятельность, существовавших в период правления Реза-шаха Пехлеви (правил как шах Ирана в 1925–1941 гг.) в период оккупации Ирана силами союзников по антигитлеровской коалиции, в крупных городах страны восстановилась работа различных кружков и групп, в первую очередь имевших левую ориентацию и связанных с формированием движения национального освобождения ( азади-йи милли ), а также религиозных кружков, во главе которых стояли как представители шиитского духовенства, так и их сторонники из среды базари . Несмотря на поражение движения национального освобождения и Народного фронта, ряд его последователей продолжили политическую деятельность в подполье. Среди таких групп сформировалась Организация муджахединов иранского народа (ОМИН), основу которой составили пред- ставители технической и военной интеллигенции, являвшиеся выходцами из среды базари . Оригинальность идеологии данной организации заключалась в попытках сочетания отдельных элементов марксизма и шиитского ислама. В частности, использовавшаяся ими терминология была заимствована из классического ислама, но наполнение терминов носило ярко выраженный революционный характер. Например, термин мустаз ʿ афин в значении «угнетенные массы», воспринимавшиеся как основная сила будущего революционного движения, стал использоваться ими значительно раньше борющегося духовенства 1 . Основатели группировки, понимая, что марксистская идеология в ее ориги- нальной интерпретации не может быть принята представителями их сословия, с которым они не хотели разрывать ни экономических, ни социальных связей, пытались адаптировать ее к условиям Ирана 60–70-х гг. ХХ в. Несмотря на то, что большинство основателей ОМИН были выходцами из семей традиционного торгово-ремесленного сословия, тесно связанного с шиитским духовенством, их отношения с представителями последнего были крайне сложными. Тем не менее, шиитское духовенство и поддержи- вавшие его представители базари оказывали членам ОМИН финансовую помощь. В рамках развернувшейся после революции в Иране политической борьбы и последовавших репрессий, значительное число членов группировки покинуло страну и продолжило свою деятельность в эмиграции. Группировка занимает значимое место в среде иранской политической эмиграции и обладает боль- шим числом подготовленных членов, имеющих боевой опыт (5–7 тыс. чел.). Действия США по сдерживаниюИрана, стимулирующие социально-экономи- ческий кризис и массовые протесты в стране, безусловно будут способствовать возвращению ОМИН к активной деятельности в стране. 1 E.Abrahamian, «Radiсal Islam: The Iranian Mujahedin», 1989.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=