XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Секция иранистики памяти И. М. Стеблин-Каменского (1945–2018) к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 175 Небольшая часть обширной коллекции А. Мозера ныне выставлена в двух «восточных» комнатах Бернского исторического музея, одна из которых названа Persisches Empfangszimmer («Персидская приемная») 1 , что представляется оправданным, поскольку именно иранские артефакты являются ее самыми значимыми и самыми ценными экспонатами. Баиндурашвили Х. Гивиеина (Грузинский национальный центр рукописей, Тбилиси) Отображение основания шиитского государства Сефевидов в грузинской исторической литературе В начале XVI в. между Ираном и Грузией начался новый этап взаимоот- ношений. В 1502 г. в Иране было основано Сефевидское шиитское государ- ство, что полностью изменило религиозную и политическую карту Ближнего и Среднего Востока. Шах Исмаил I официально объявил себя преемником восьмого имама Мухаммада ал-Махди; на него была возложена религиозная миссия шейха — распространение шиитского ислама. Начиная с этого пери- ода, во взаимоотношениях между Ираном и Грузией к политическому аспекту добавился аспект религиозной экспансии. Религиозно-политические процессы, происходившие под флагом борьбы за шиизм, по своей сути были настолько важными, что нашли заметное ото- бражение в грузинской исторической литературе. Целью нашего исследования является: изучение сведений грузинских источников (Вахушти Багратиони, Бери Эгнаташвили, Третий текст нового Жития Картли) о становлении в Иране шиитского государства; сопоставление грузинских и персидских исторических источников и комплексное исследо- вание отраженной в грузинской исторической литературе экспансии шиизма в начале XVI в. в Восточной Грузии, а именно в Тбилиси; установление, какими иностранными источниками пользовались грузинские историки и какое значе- ние они придавали политическим и религиозным процессам, имевшим место в Иране, что до нынешнего времени не становилось предметом отдельного исследования. Политические и религиозные процессы, происходившие в Иране на рубеже XV–XVI вв., в грузинской исторической литературе освещены должным образом. К изложению этих процессов грузинские историки обратились только в XVIII в., но при этом всегда использовали аутентичные персидские исторические сочинения. 1 Если следовать персидскому оригиналу, приведенному после немецкого назва- ния, то отаг-е халват лучше перевести как «потайная комната» или «комната для уединения».

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=