XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Секция IV 200 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки государства, проявляется в этот период как в среде русских дипломатов, так и в научном сообществе. К этому времени относятся наиболее ранние музей- ные коллекции из фотоархива Кунсткамеры (МАЭ РАН) и Этнографического отдела Русского музея императора Александра III (РЭМ), собранные чинов- ником МИД российской империи А. А. Адамовым, иранистом, профессором Санкт-Петербургского университета А. А. Ромаскевичем, хранителем ЭО РМ К. А. Иностранцевым. В настоящее время коллекции МАЭ и РЭМ включают более 1200 снимков, относящихся к иранской культуре. Они иллюстрируют природные и архитектурные ландшафты, интерьеры домов представителей различных социальных слоев населения, ритуальные действа, бытовые сцены. В коллекциях представлены также групповые и индивидуальные портреты, среди которых особое место занимают женские образы. Следует отметить, что Смбат Тер-Аветисян кроме того приобрел для ЭО РМ комплект женской одежды из Исфагана. Хронологические рамки создания фотографий охваты- вают 1870–1900 гг., другие экспонаты тоже относятся к последней четверти XIX в. Дмитрий Иванович Ермаков — известный тифлисский фотограф, рабо- тавший на территориях трех сопредельных империй—Он родился в Тифлисе в семье итальянского архитектора Людвига Камбаджо. Мать будущего фото- графа имела австрийские корни; овдовев, она вновь вышла замуж, вторым ее мужем стал Иван Ермаков, чью фамилию впоследствии носил Дмитрий Иванович. Получив образование в Военной школе топографов, где учили также и фотосъемке как одному из технических средств топографирования местности, Д. И. Ермаков увлекся фотографией и стал одним из наиболее известных фотографов региона. Во второй половине XIX в. он вместе со своими помощниками открывает ателье в Тифлисе и Кисловодске, много сни- мает во время командировок в иранских городах, Баку, Нухе, Карсе, Эрзуруме, возможно, создает мастерскую также в Трапезунде в 1874 г. В 1877–1878 гг. он был прикомандирован к Генеральному штабу Кавказской армии. Наиболее интенсивным периодом деятельности фотографа являются 1880–1900 гг. Сохранившиеся персидские фотографические зарисовки Д. Ермакова хорошо вписываются в широкую палитру восточных образов, созданных мастером. Фотограф-ориенталист Антуан Севрюгин родился в армянской семье в Тегеране, затем семья переехала в Агулис, откуда после окончания школы Антуан уехал в Тифлис. Там он познакомился с Д. И. Ермаковым и занялся фотографированием. В 1870-х годах братья Севрюгины возвращаются в Теге- ран, где они открывают семейное фотоателье. В иранской историографии А. Севрюгин воспринимается как представитель первого поколения персид- ских фотографов, которые ввели новую европейскую технологию при дворе шаха Наср ад-Дина. В его студию стремились попасть европейские путеше- ственники, исследователи, археологи, желавшие приобрести фотографии,

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=