XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Секция иранистики памяти И. М. Стеблин-Каменского (1945–2018) к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 207 Лурье П. Б. (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Еще раз о взаимоотношениях языков согдийского и ягнобского Ягнобский язык — один из живых малых восточноиранских языков. На нем поныне говорит несколько тысяч человек в высокогорной долине Ягноба в центральном Таджикистане, а также переселенцев — добровольных и насильственных — в равнинных частях этой страны. Ягнобский известен европейским исследователям с последней четверти ХIX в. Достаточно быстро было установлено, что этот язык имеет множество сходств с мертвым согдий- ским языком, тексты на котором были найдены европейскими экспедициями в Турфане и Дуньхуане в начале ХХ в. Близкое родство согдийского и ягнобского не подвергается сомнению, и для обозначения последнего часто применяется термин «новосогдийский». Однако уже давно было отмечено, что предок ягнобского по ряду признаков отличался от литературного согдийского языка и является потомком письменно незафиксированного диалекта. В настоящем выступлении автор стремится показать, что предок ягнобского отделился от предка литературного согдийского до времени проникновения в последний греческих заимствований. В ягнобском языке прослеживаются акцентные парадигмы, которые привели к появлению «ритмического закона» в согдийском, так что разделение ягнобского и согдийского произошло во всяком случае до появления первых значимых памятников на последнем — «Старых писем» (начало IV в. н. э.). В дальнейшем языки во многом развивались в одном направлении; например, совпадает синтаксис энклитических местоимений в позднем согдийском и в ягнобском. Более того, присутствие очень скромного объема доарабских заимство- ваний в ягнобском показывает, что предки нынешних ягнобцев усвоили очень мало из того круга контактов, которым обладали согдийцы, активно торговавшие на так называемом «Шелковом пути», и по этому признаку они являются вовсе не загнанными в горы потомками некогда процветавших на равнине согдийцев, а извечными насельниками труднодоступных, замкнутых мест. Раскопки на городище Хисорак в Горной Матче, которые проводит Пенджикентская археологическая экспедиция Государственного Эрмитажа с 2010 года, показывают особенности горского уклада жизни в предислам- ское время в Средней Азии, которые отчасти можно экстраполировать и на предков ягнобцев. Автор настоящего сообщения впервые попал в Ягноб и в Матчу в составе экспедиции под руководством И. М. Стеблина-Каменского в 1990-е гг., и энту- зиазм Ивана Михайловича, его уроки сподвигли покорного слугу на исследо- вания по данной теме.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=